Ах, Париж, Париж! Картины известного француза – в Астрахани
Дата: 28 февраля 2020 Место: Астрахань - Санкт-Петербург Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

Работы, благодаря которым можно не только познакомиться с творчеством художника Анри де Тулуз-Лотрека, но и вдохнуть атмосферу столицы Франции конца XIX – начала XX века… Уникальные литографии воедино собрал выставочный проект «Paris, Paris…» санкт-петербургской галереи «Арт Центр». Сейчас он гостит в Цейхгаузе Астраханского кремля.

В память о роскошной поре

«Арт Центр» на протяжении нескольких лет занимался приобретением из частных коллекций Франции и Бельгии литографий (графических работ) известного французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. Коллекция окончательно сформировалась в 2012 году и с тех пор путешествует по России. В Астрахани она впервые.

Выставочный проект «Paris, Paris...» объединяет 52 литографии и одну книгу 1920 года выпуска, иллюстрированную работами Тулуз-Лотрека. Афиши легендарных парижских заведений, портреты танцовщиц и артисток кабаре, зарисовки из повседневной жизни, а также эпизоды из «цирковой» серии позволяют не только познакомиться с творчеством признанного мастера, но и прикоснуться к атмосфере роскошной и безмятежной поры истории Парижа, именуемой Прекрасная эпоха (Belle Époque).

В целом же Тулуз-Лотрек оставил огромное наследие – более 6 000 произведений. Это не только живописные полотна и литографские работы, но и небольшие зарисовки, наброски, этюды. Он не выходил из дома без художественных принадлежностей, поэтому мог отражать в своём блокноте жизнь Парижа такой, какой её видел. В кафе или на улице – он рисовал без конца, где бы ни находился.

- У меня сложилось впечатление, что Париж времён Тулуз-Лотрека – город, готовый ко всему новому, революционному, – шепчутся посетители. – Посмотри на яркие образы людей… Они ждут перемен, и перемены происходят.

Достаточно вспомнить, что Париж в конце XIX века проводил всемирные выставки, где находили своё отражение все достижения научного-технического прогресса – от фотоаппарата до эскалаторов.

Есть ещё одна причина посетить выставку «Paris, Paris...»: Анри де Тулуз-Лотрек был одним из родоначальников рекламы – того, с чем сегодня мы сталкиваемся каждый день. В коллекции есть много интересных афиш и постеров.

Анри де Тулуз-Лотрек: жизненный путь

Французский мастер прожил мало – он умер в 37 лет. При этом период его активного творчества составил 20 лет.

1864 год – 24 ноября в фамильном замке в Альби в знатной семье рождается старший сын, его полное имя Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа. «Маленькое сокровище», наследник всех титулов и владений древнего и богатого рода, что сулит ему праздную и обеспеченную жизнь, типичную для людей его круга.

1878 год – происходит два несчастных случая. Анри, упав со стула, ломает левую ногу, а год спустя при тех же обстоятельствах и правую. С этого момента обе ноги Анри перестают развиваться, а его рост останавливается на отметке 152 см. Во время реабилитации мальчик увлекается рисованием. Его любимой темой становится цирк, куда он часто ходил со своим первым наставником – анималистом Рене Пренсто. Анри привлекают главным образом лошади, первоклассные наездники и наездницы, акробаты, жонглёры, воздушные гимнасты.

1882 год – переезжает вместе с матерью в Париж, где продолжается учиться в мастерских у художников: сначала у Леона Бонна, затем у Фернана Кормона.

1884 год – переселяется на Монмартр. Родительское состояние даёт ему возможность быть полностью независимым в творчестве. Анри окунается в ночную богемную жизнь, путешествует по Франции, также выезжает в Брюссель и Лондон.

1899 год – после падения на улице в состоянии сильного алкогольного опьянения помещён родными на два с половиной месяца в психиатрическую клинику близ Парижа. Диагнозы – алкоголизм, сифилис, переутомление. Реабилитация на побережье Бордо и в Гавре не помогает ему избавиться от алкогольной зависимости.

1901 год – возвращается в Париж совершенно больным и приводит дела в порядок. Уезжает на побережье Атлантики, где после инсульта его разбивает паралич. 9 сентября умирает в родовом поместье близ Бордо на руках у матери, не дожив до 37 лет несколько месяцев.

Не прижизненные, но тоже значимые

Насколько ценны экспонаты, входящие в состав выставочного проекта «Paris, Paris...»? Можно ли их считать оригиналами? На эти вопросы ответила научный сотрудник Цейхгауза Астраханского кремля, экскурсовод Кристина Сафаргалеева.

«Выставка представляет собой печатные листы. Сразу оговорюсь: это не оригиналы, созданные рукой самого Тулуз-Лотрека в конце XIX века. Его оригинальные литографские работы находятся в музее его имени в его родном городе Альби. В экспозиции представлены оттиски с литографских камней, переизданные определённым тиражом в 1948, 1964, 1967 и 1985 годах по заказу французского издательства с согласования основного музея».

«Литографские работы именно Тулуз-Лотрека сохранились не только в его именном музее в городе Альби. Они есть и в собраниях российских музеев, например, в Пушкинском музее и в Эрмитаже. Собственно, коллекционеры приобретают эти литографии за ценностью того, что они были созданы именно самим художником. Но и те литографии, что представлены на этой выставке – а это уже работы, конечно, не прижизненные – тоже ценны, потому что они были выпущены ограниченным тиражом с оригинальных литографских камней, с тех самых, которые изготавливал, которыми пользовался Тулуз-Лотрек».

«Примерно с 1890 года художник начал заниматься созданием печати – литографией, офортами. Подготовка этого вида графики позволяет изготавливать тираж – то есть серию. Камни, с которых были напечатаны эти литографские оттиски, сохранились. И поэтому по ним можно восстановить и воссоздать новые работы уже в современное время».

Заключение: признание после смерти

Он увековечил в своём искусстве обитателей самого богемного округа Парижа – Монмартра, где он жил и творил. Как ему, отпрыску аристократического рода, это удалось? Определённо, это был вызов всему респектабельному обществу. Открытое пренебрежение нормами и условностями морали.

Тулуз-Лотрек не питал иллюзий в отношении праздничной мишуры Монмартра: его работы предельно откровенны, и за показным блеском богемной жизни зрителям открывается истинное, не всегда приглядное лицо реальности.

Вряд ли бы кто-то сегодня помнил имена звёзд кабаре, если бы не образы произведений мастера. Их жизнь – яркая вспышка: несколько лет оглушительного успеха на сцене, а потом- забвение. Удивительная схожесть с судьбой самого художника, который прожил короткую и драматичную жизнь. Когда-то даже родственники, которым он дарил свои картины, просили его не подписывать их. А мать, отвечая на вопрос, кто её любимый художник, говорила: «Только не мой сын».

Оценён вклад Анри де Тулуз-Лотрека в мировое искусство был только после смерти. Конец гонениям, которым подвергались его работы, пришёл в 1922 году, когда в его родном городе Альби основали, на сегодняшний день обладающий одной из самых полных коллекций произведений этого теперь уже признанного мастера.

А что же литографии? Французский постимпрессионист смог привнести то радикально новое (особенно в «коммерческое искусство» уличного плаката), что оказало значительное влияние на формирование графического языка последнего десятилетия XIX века, эпохи блестящего расцвета литографии.