Бухта впечатлений: отдохнуть на побережье Геленджика
Дата: 13 ноября 2018 Место: Геленджик Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

Курорты Чёрного моря вызывают ассоциации с шезлонгами и заполненными туристами пляжами, с жарким солнцем и бесконечными купаниями в солёной воде. Но что делать, если классики жанра не хочется? Или если отпуск выдался на не самое тёплое время года? Изучать достопримечательности! В Геленджике и окрестностях, например, нетривиальных мест предостаточно.

К вершине на БТРе

Летим в близлежащее село Адербиевка – кататься на БТРе. Военная машина предстаёт в модифицированной версии.

- Срезали крышу, оборудовали сидения и поручни, после трёх лет тестов доработали технические характеристики – заменили двигатели и ходовую часть, убрали водоплавающую турбину, – поясняют организаторы аттракциона Александр и Николай.

Длина маршрута – 10 км, на него такой машине нужно около 60 л бензина. За «бортом» мелькает богатая флора, например, бузина, тёрен, кизил. Водитель аккуратно «ловит» технику на поворотах и спусках, форсирует речки, забрызгивая пассажиров холодным душем, штурмует крутые подъемы и лежащие поперёк дороги стволы деревьев. Но страха нет, только драйв и адреналин. Тем более, по серьёзному и сосредоточенному «капитану» видно: с БТРом он на «ты» и чувствует его, как самого себя.

Выбравшись из леса, вылетаем на вершину Маркотхского хребта. Объехав холм с остатками то ли метеостанции, то ли военных укреплений, останавливаемся у склона. Высота – около 700 метров. Парят орлы. Садимся на полянку, усеянную цветами и травами. Открывшийся вид на Геленджик, Кабардинку и Новороссийск радует глаз контрастом красок.

Возвращаясь, заезжаем к Камню джигита. Огромный валун действительно напоминает горца в папахе. В него вросли деревья, он покрылся зелёным мхом, на него периодически садятся оранжевые бабочки.

Променад к маяку

Городская набережная прекрасна в любое время суток. С памятниками постоянно кто-то фотографируется. Есть парк «Город сказок», где «живут» герои детских фильмов и книг. Или множество металлических скульптур – и Ассоль, и мальчик-маэстро, и пушкинская «русалка на ветвях».

Около скульптуры «Старый маячник» – его сопровождает собачка, он держит в руках фонарик и смотрит вдаль, не Чёрное море – кованый забор. За ним – белое здание с широкой красной полосой во всю высоту. Это створный маяк XIX века. С наступлением темноты он до сих пор освещает побережье ярким лучом света. Луч гуляет вправо-влево, как маятник часов.

Геленджик отличается от Причерноморских городов уникальным местоположением – амфитеатром он протянулся вдоль одноимённой бухты. В один из дней любуемся её панорамой уже с другого ракурса – с воды. Наш корабль выходит в открытое море, где цвет воды меняется на насыщенный синий. Из рупора доносится справочная информация:

- Название Геленджик переводится с турецкого «невесточка». Пришло оно в XV веке, когда город стал частью Османской империи и прославился как место вывоза невольниц в гаремы.

Порты, от которых регулярно отплывают туристические суда, находятся как раз у памятника «Белая невеста» – символ и визитная карточка курорта.

Через камни к Парусу

Заняв место на корме, у российского триколора, получаем отличный обзор: курортные сёла, реликтовая роща пицундской сосны… А ещё слоёный пирог вертикальных берегов. Стоящие сплошной стеной у воды, они сформировались миллионы лет назад из морских осадочных пород. Геологи называют их флишами…

Корабль швартуется на каменистом пляже посёлка Прасковеевка. Мы выбираем не спокойное времяпровождение, а поход к скале Парус. Она могла остаться лишь частью флиша, но Земля уготовила ей другую судьбу – памятник природы в гордом одиночестве возвышается на мелководье. Лёгкой прогулки по песочку, которой мы ожидали, не получилось: чтобы рассмотреть Парус вблизи, нужно пешком пробираться почти километр по усыпанному огромными камнями берегу.

Скала привлекает не только формой, но и сквозным отверстием-окошком: с трудом карабкаемся в него по лесенке, сложенной из тех же камней. Неосторожный шаг – и вся конструкция разрушится. Всё же забираемся внутрь, обдуваемые ветром, чувствуем свободу и счастью.

Среди туристов из уст в уста кочует версия: Парус пробили моряки. Легенду развеивает Галина Фёдоровна, экскурсовод с 38-летним стажем.

- Они действительно стреляли по скале в 1903 году. Четыре раза ради забавы. Но ни один снаряд не пробил её. Скорее всего дело в разнице в составе пород: в твёрдом песчанике было включение из мягкой породы, со временем оно выдулось, и образовалось это отверстие.

Философия в архитектуре

Посёлок Кабардинка в 12 км от Геленджика манит культурным центром «Старый парк». На площади около гектара – великолепные архитектурные творения. Филигранно совмещены разные временные точки и архитектурные стили. Соединились Древний мир и Средневековье, готика и классика. Японский уголок соседствует с православной часовней. Есть музеи «Дом Кавказа» и «Дом Востока», свой театр и своя картинная галерея.

Перед входом высечена цитата Антона Павловича Чехова: «Если бы каждый человек на своем клочке земли сделал все, что он может, то как бы прекрасна была земля наша». Грандиозный проект – частная инициатива журналиста и писателя Александра Алексеева, впоследствии ставшего архитектором.

- Он долгие годы посвятил изучению истории, культуры, философии и искусства. У него нет классического архитектурного образования, зато есть редкая способность без предварительных эскизов и копий брать инструмент и отсекать все лишнее, – рассказывают гиды туристам о личности создателя парка.

Мастер запатентовал собственную уникальную технологию строительства. Большинство зданий отлиты из песчаника, сначала вручную вытачивается орнамент, а потом уже заливается форма. Сами объекты, планировка – всё в «Старом парке» наполнено философским смыслом. Среди тенистых аллей невольно задаёшься вопросами о любви и смерти, войне и мире, греховности и добродетели…

Лукумадес от Никоса

Мы остановились на главной улице Геленджика, Луначарского. Через квартал гостевого дома – Греческий культурный центр. Он открылся недавно, и сам факт, что он здесь теперь есть, закономерен: ранняя история города тесно связана с Древней Грецией, с VI века до нашей эры неподалеку существовала колония Торик.

За портиком – просторный светлый холл, к нему примыкают выставочные залы. Гостей встречают радушно. Рассказывают, как лепили легендарную античную керамику (сопровождая факты 3D-презентацией), как дружили Россия и Греция (любопытный факт – страны ни разу не воевали), как греки сейчас участвуют в жизни Геленджика (10 тысяч из 73 тысяч жителей – греки, в 2017 году в школах открылось восемь греческих классов).

После культурно-просветительской части – дегустация вин от Винодельческого дома Каракезиди. Но и погружение во все тонкости виноделия и винопития – ещё не всё.

В кофейне ждёт сюрприз, традиционный десерт лукумадес от Никоса Котидиса. Он готовит его при нас, на уютной кухоньке. Горячие греческие пончики подают с холодной водой. Кстати, Никос – улыбчивый мужчина с добрыми светящимися глазами – по профессии художник. Проходил обучение на Афоне, имеет разрешение и благословение писать иконы. Его работы, написанные в византийском стиле, украшают и экспозицию Греческого культурного центра.

Мусор как ресурс

Маршрутка тормозит в районе Голубой бухты. У трассы – огромная рыба, отливающая серебром компакт-дисков, прикреплённых на сетку-каркас. Мимо столь креативной рекламы не пройдёшь. А как иначе, если это галерея современного искусства «Белая лошадь»?! Тропинка петляет между соснами, пока не приводит забору из 65 тысяч выкрашенных белым пластиковых бутылок – настоящий замок среди леса.

Во дворе и двух выставочных залах – поражающие воображение картины, глубокие по смыслу инсталляции. Все они родились из мусора – из простыней, пакетов, пластиковых стаканчиков, офисной бумаги, журналов и упаковок, обрезок теплоизоляции и багета, одежды… «Есть ощущение, что попали на свалку? Нет. А ведь всё это могло засорять берег моря», – акцентирует внимание Владимир Васильевич. И приглашает в мастерскую.

Он с такой теплотой ведёт экскурсию, что зарождается догадка: не супруг ли он Нины Никифоровой, создательницы арт-объектов? Как потом выясняется, да.

- Раньше Нина была врачом-хирургом. К искусству она пришла после 50-ти, пережив автокатастрофу и перелом позвоночника. Она не училась специально, у неё всё идёт из души. Она и сейчас продолжает быть врачом, только на другом уровне – на уровне воспитания.

Художница привлекает внимание к проблеме отходов вот уже более десяти лет, показывает, что те же бутылки – это не мусор, а прекрасное сырьё. С мужем они часто ходят к морю – собирать материал для новых творений.

- Люди на Земле подошли к критической черте, – звучит из радиогида спокойный голос Нины. – Важно формировать экологическое мышление. Именно поэтому мы обращается ко всем гостям только так – земляне.