Фильмы ВФМС-2017: молодые режиссёры – о насущном
Дата: 30 декабря 2017 Место: Сочи Автор: impressimo.info Источник: russia2017.com

У вас бывало так: хочется посмотреть что-нибудь нетипичное, артхаусное, но не то что подборок – внятных описаний фильмов не отыщешь по всему интернету? У нас есть решение – развёрнутый обзор программы игрового кино кинопремии «ПреОбразование». Она состоялась в Сочи на Всемирном фестивале молодёжи и студентов-2017 (в рамках Международного молодёжного кинофорума). Итак, самые свежие ленты от кинематографистов до 35-ти лет со всего света. Темы их творчества – наиболее актуальные проблемы современности. Не удивительно, что работы как на подбор сильные и глубокие, самобытные и честные, немного провокационные и, конечно, заставляющие задуматься и сделать выводы.

«Алмазный остров»

Год: 2016.

Страна: Камбоджа, Франция, Германия, Таиланд, Катар.

Режиссёр: Дэви Шу. Родился в 1983 году, его первый документальный фильм «Золотые сны» рассказывал о развитии камбоджийского кино в 1960 и его кризисе с приходом диктатуры «красных кхмеров». Его короткометражка «Камбоджа 2099» участвовала в «Двухнедельнике режиссёров» Каннского кинофестиваля в 2014 году.

Сюжет: Алмазный остров – символ будущего Камбоджи, ультрасовременный жилой комплекс для богатых в столице, Пномпене. 18-летний Бора приехал на стройку из деревни. Здесь он находит новых друзей и даже встречает своего харизматичного старшего брата Солея, пропавшего пять лет назад. Солей показывает Боре волнующий мир золотой городской молодёжи: спонсоры-иностранцы, девушки, ночные клубы, мечты и соблазны.

«Волк и овца»

Год: 2016.

Страна: Франция.

Режиссёр: Шарбану Садат. Родилась в 1990 году в Иране, росла в небольшой деревне в Аганистане, изучала документальное кино во Франции. «Волк и овца» – дебютная игровая картина режиссёра – получила премию C.I.C.A.E. программы «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля.

Сюжет: неспешная повседневность маленькой деревушки афганских хазарейцев, реконструированная силами настоящих носителей культуры, тайно вывезенных режиссёром на территорию соседнего Таджикистана специально для съёмок. Вспоминая собственное детство, проведённое в афганской глуши, Шарбану Садат рисует подробную панораму традиционного уклада жизни, где женщины работают и рожают внутри жилищ, а мужчины вершат правосудие и хоронят умерших снаружи, где девочки-пастушки тайком курят, а мальчики дерутся и сквернословят, где за выбитый выстрелом из рогатки глаз полагается выкуп – бык, где по ночам богатых и злых поедает сказочный двуногий «кашмирский волк», а среди овец, прикрывшись шкурой, прячется обнажённая зелёная фея.

«Все бессонные ночи»

Год: 2016.

Страна: Польша.

Режиссёр: Михал Марчак. Родился в Варшаве в 1982 году. Учился в Калифорнийском институте искусств, Познаньском университете искусств и мастер-школе имени Андрея Вайды. На кинофестивале «Сандэнс» в 2016 году «Все бессонные ночи» получили приз за лучшую режиссуру в международном документальном кино.

Сюжет: полудокументальная панорама жизни польской молодёжи – бары, квартирники, опен-эйры, алкоголь и секс без обязательств. Проводниками по жизни ночной Варшавы становятся два друга, Кшиштоф и Михал. Беспечность юности соединяется с горечью первых потерь, а экстаз рейвов – с меланхолией неизбежного взросления.

«Вкус рисового цветка»

Год: 2017.

Страна: Китай.

Режиссёр: Пенг Фей Сонг. Родился в 1982 году в семье оперных исполнителей в Пекине. Изучал киноискусство в Париже. Вместе в Цай Минлянем работал над фильмом «Бродячие псы». Самостоятельный дебют «Underground Fragrance» получил награды на Международном фестивале в Чикаго и Венеции.

Сюжет: Е Нан возвращается домой после многих лет, проведённых на заработках в Шанхае. Её дочь за это время выросла в холодного, бунтующего подростка. Неприветливое деревенское сообщество переживает кризис самоидентификации, разрываясь между старыми суевериями и мечтами и скором богатстве: рядом я деревней вот-вот откроют аэропорт, и бывшие крестьяне готовятся заработать на продаже своей экзотической культуры туристам.

«Дети горы»

Год: 2016.

Страна: США, Гана.

Режиссёр: Присцилла Анани. Родилась в 1983 году в Гане. Учится в Нью-Йоркском Университете по специальности «Связи с общественностью». Дебютный полнометражный фильм «Дети горы» был отмечен призом кинофестиваля «Трайбека».

Сюжет: после того, как Эссуман родила ребёнка с синдромом Дауна, заячьей губой и церебральным параличом одновременно, её будущее в семье и деревне – под вопросом. Местные бабки-колдуньи утверждают, что в Эссуман «проклятая утроба», её муж отворачивается от неё. Врачи в больницах бесполезны, лидеры религиозных сект враждебны. Удастся ли матери и ребёнку найти покой хотя бы в живописных горах, где, по поверьям, отдыхают души детей?

«Зелёный белый зелёный»

Год: 2016.

Страна: Нигерия.

Режиссёр: Абба Макама. Нигерийский режиссёр, продюсер и художник учился в Государственном университете Нью-Йорка во Фредонии, затем в Нью-Йоркском университете, после чего вернулся в Нигерию. Его второй полный метр «Зелёный белый зелёный» стал лучшим нигерийским фильмом по версии Африканской киноакадемии, а также участвовал в программе кинофестиваля в Торонто.

Сюжет: Юзома, Сегюн и Баба – лучшие друзья, хотя каждый из них принадлежит к одной из трёх этнических групп Нигерии, которые до сих пор не могут поделить страну. Парни окончили школу, им нечем заняться и для развлечения они ходят в гости к эксцентричному профессору, который пишет книгу об истории страны. Вдохновленный его идеями Баба, сын состоятельных родителей, решает стать кинорежиссёром и снять трэш-эпос о бедах и надеждах Нигерии. Юзома, талантливый художник-самоучка, берётся помочь другу. Сегюн мечтает уехать в Нью-Йорк к брату, но, когда последнего депортируют, он присоединяется к съёмочной группе. Вместе они снимают нигерийское «Рождение нации».

«Зоология»

Год: 2016.

Страна: Россия.

Режиссёр: Иван Твердовский. Родился в 1988 году в Москве в семье документалиста и продюсера Ивана Твердовского. Снимал документальное кино. «Зоология» – второй полнометражный фильм Твердовского – получил специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Карловых Варах, награды российского «Кинотавра», а также номинировался на национальную кинопремию «Ника».

Сюжет: пятидесятилетняя Наташа живёт со старушкой матерью и котом Барсиком, работает в зоопарке, где отвечает за закупку кормов. В свободное от мамы и кормов время Наташа ходит на берег моря смотреть на горизонт. Коллеги издеваются над ней, но в жизни Наташи есть нечто пострашнее насмешек – хвост. Гладкий, подвижный, выросший за одну ночь. Он совершенно меняет жизнь женщины, заставляя её пробудиться от многолетнего сна наяву. Но долго ли суждено бодрствовать тому, кто не похож на остальных? Трагикомическая история радикальной инаковости в декорациях вечного, знакомого ещё по русской литературной классике мещанского мирка.

«Избранные»

Год: 2015.

Страна: Мексика.

Режиссёр: Дэвид Паблос. Родился в 1983 году в Мексике. Изучал кинопроизводство в киношколе Centro de Capacitación Cinematográfica в Мехико. «Избранные» – полнометражный игровой дебют – участвовал в конкурсе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, кинофестиваля в Сан-Себастьяне и получил пять национальных кинопремий «Ариэль», в том числе за лучший фильм и режиссёрскую работу.

Сюжет: 15-летний Улисс ухаживает за своей сверстницей Софией. Но не по любви, а по расчету: семья парня зарабатывает на детской проституции, и он помогает родителям вербовать новых девочек, очаровывая их. Однако Улисс влюбляется в Софию и пытается воспрепятствовать планам взрослых. Отец соглашается отпустить девушку из борделя только в обмен на новую. Улисс готовит ловушку для очередной жертвы.

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

Год: 2017.

Страна: Россия.

Режиссёр: Александр Хант. Родился в 1985 году в Ханты-Мансийске. Учился сначала на оператора в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, затем на режиссёра во ВГИКе. Его дебютный полнометражный фильм «Вак Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» получил главный приз программы «К Востоку от Запада» Международного фестиваля в Карловых Варах.

Сюжет: 27-летний алкаш и его парализованный отец-уголовник путешествуют вдоль золотистых полей люцерны на маленьком красном микроавтобусе. Позади – российская глубинка со всеми её бедами, впереди – казённый дом (сын везёт папу в дом престарелых) и незабываемые встречи с российским здравоохранением, старой любовью и бывшими друзьями по камере. Яркое и эксцентричное роуд-муви, в котором сатирическое изображение народной жизни соседствует со схемами и находками скоростных голливудских экшн-фильмов.

«Мария»

Год: 2016.

Страна: Германия, Швейцария.

Режиссёр: Михаэль Кох. Родился в 1982 году в Люцерне. Известность пришла к Михаэлю с ролью Антонио Карреры в фильме «Армейский пирог». Учился в Академии медиа-искусств Кёльна. Дипломной работой стала короткометражка «Polar», отмеченная призом Берлинского кинофестиваля. «Мария» была представлена в конкурсах Локарно и Торонто.

Сюжет: Мария – симпатичная, хорошо образованная украинская эмигрантка в Дортмунде. Несмотря на свой прекрасный немецкий, она работает горничной за 4 евро в час, не брезгует мелкими кражами и копит деньги, чтобы открыть собственную парикмахерскую. После того, как её увольняют по доносу коллеги, Мария мстит доносчице и начинает работать на местных криминальных авторитетов, оказывая им услуги как делового, так и интимного характера. Она падает всё ниже и ниже, не теряя уверенности в том, что её заветная мечта становится всё ближе и ближе.

«Ньютон»

Год: 2016.

Страна: Индия.

Режиссёр: Амит Масуркар. Родился в 1981 году в Багалкоте, Индия. Изучал инженерное дело, затем историю. Работал помощником режиссёра на телевидении. «Ньютон» – вторая самостоятельная полнометражная работа режиссёра – получила награды Берлинского кинофестиваля, смотра в Гонконге, а также участвовала в конкурсе «Трайбека».

Сюжет: патологически честному госслужащему Ньтону дают поручение провести выборы в глухой деревушке в джунглях Центральной Индии. Окрестности кишат вооружёнными повстанцами-наксалитами, которые десятки лет воют с государством. Местные жители не говорят на хинди и даже не знают, что это такое – выборы. Однако Ньютон твёрдо намерен исполнить свой гражданский долг, не обращая внимания на трагикомизм всей ситуации.

«Панама»

Год: 2015.

Страна: Сербия.

Режиссёр: Павле Вукович. Родился в 1982 году в Белграде. Окончил режиссёрский факультет Белградского института драматических искусств. Двукратный лауреат конкурса «Синефондасьон» Каннского фестиваля. Снимал музыкальные клипы, рекламу и телесериалы. «Панама» – полнометражный дебют режиссёра – был представлен на Каннском фестивале.

Сюжет: загадочная, полная недомолвок, но и юмора история белградского студента-донжуана Йована, против своей воли влюбляющегося в роковую брюнетку Майю. Открытые отношения, о которых договаривается пара в самом начале, вскоре превращаются в настоящую страсть. Йован, ревнуя Майю сам не зная к кому, начинает изучать её профили в соцсетях и даже следить за ней вживую, крадучись по залитому солнцем Белграду. Кажется, Майя не просто ещё одна лёгкая добыча белградского плейбоя. Но кто она на самом деле?

«Саамская кровь»

Год: 2016.

Страна: Швеция.

Режиссёр: Аманда Кернелл. Шведский режиссёр и сценарист родилась в 1986 году в Умео, училась в датской киношколе, снимала короткометражки. «Саамская кровь» – её первый полнометражный фильм – получил приз «Лучшему молодому режиссёру» на Венецианском кинофестивале и назван лучшим скандинавским фильмом на фестивале в Гетеборге.

Сюжет: история 14-летней саамской девочки Эллы-Марьи, которая в 1930 году учится в шведской спецшколе для кочевников. Хотя расписание школы и составлено с учётом естественного уклада жизни саамов, её цель – адаптировать национальное меньшинство к шведскому образу жизни и обучить детей государственному языку. Разговаривать по-саамски вне класса запрещено. Сбежав из школы на пару часов на танцы, Элла-Марья выдаёт себя за шведку и впервые сталкивается с человеческим отношением. Это побуждает её порвать с корнями и поступить в университет.

«Ученик мастера»

Год: 2016.

Страна: Франция.

Режиссёр: Бу Джунфенг. Родился в 1983 году в Сингапуре, окончил сингапурский колледж искусств LASALLE. Бу Джунфенг стал самым молодым режиссёром, принявшим участие в антологии «7 Letters», посвящённой 50-летию независимости Сингапура. Фильм «Ученик мастера» участвовал в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, получил премию Азиатской киноакадемии за лучший монтаж и был выдвинут Сингапуром на соискание премии «Оскар».

Сюжет: фильм посвящён актуальному вопросу необычайно строгих сингапурских законов, в том числе широкому применению смертной казни. Но взгляд режиссёра на проблему лишён однозначности – как и отношение к этому вопросу главного героя фильма, пожилого и опытного палача Рахима. Свои обязанности он исполняет без удовольствия, но с чувством долга. Молодой офицер Аймазе попадает под очарование старшего коллеги и становится его ассистентом, чтобы вскоре выяснить, что именно новый друг когда-то казнил в стенах тюрьмы его собственного отца.

«Раненый ангел»

Год: 2016.

Страна: Казахстан, Германия, Франция.

Режиссёр: Эмир Байгазин. Родился в 1984 году в посёлке Тамды в Алгинском районе Актюбинской области, затем переехал в Алматы, где решил учиться на режиссёра. Дебютным полнометражным фильмом стали «Уроки гармонии», сразу же отобранные на конкурс в Берлинале. Там оператор получил «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения. «Раненый ангел» – вторая полнометражная работа режиссёра, которая участвовала в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля.

Сюжет: проблемы нежного возраста накладываются на пертурбации молодой страны – четыре истории из жизни казахских подростков разворачиваются в тревожных 90-х. Каждая из новелл словно бы служит примером смертных грехов – во всяком случае, предваряется простым, сулящими обречённость титром «Зависть», «Падение» или «Судьба».

«Разлука»

Год: 2016.

Страна: Иран, Афганистан.

Режиссёр: Навид Махмуди. Родился в 1980 году в Парване, Афганистан, затем с родителями переехал в Иран. Начинал свою карьеру в качестве помощника режиссёра, был продюсером телевизионных фильмов. В 2014 году выступил автором сценария и продюсером картины «Несколько кубометров любви», которая была выдвинута Афганистаном на соискание премии «Оскар» в категории лент на иностранном языке и тепло встречена критикой и публикой. «Разлука» – первая самостоятельная работа режиссёра – в прошлом году выдвигалась Афганистаном на «Оскар», однако номинации не получила.

Сюжет: пара афганских беженцев живёт в Тегеране, как в чистилище. Застрявшие в иранской столице на пути в Европу, Наби и его подруга Фереште в течение суток пытаются организовать себе побег в Европу. Глазами героев мы видим всю индустрию нелегального трафика, зарабатывающую на беженцах.

«Я действительно потерял солнце на Земле»

Год: 2017.

Страна: Швейцария.

Режиссёр: Елене Навериани. Родилась в 1985 году в Грузии. Окончила Тбилисскую государственную академию художеств и Высшую школу искусств и дизайна в Женеве. Её дебютный фильм участвовал в программе «Bright Future» Роттердамского кинофестиваля.

Сюжет: Эйприл только что вышла из грузинской тюрьмы, где она отбывала срок за проституцию. В ночном клубе, расположенном в подвале роскошного отеля она встречает Дидже, нигерийского беженца, который попал в Грузию, перепутав её с американским штатом Джорджия. Между ними устанавливается странная романтическая связь. Но сможет ли нежность побороть отчуждение, которое испытывают герои? Нежный портрет двух одиноких душ в призрачном городе, меланхоличная история о существовании людей, потерявших всё, кроме человечности.

Похожие материалы: обзор фильмов «Оскара-2017» и подборка ретро-фильмов о Кавказе. Для всех, кто любит и ценит хорошее кино!