Культурные выходные в Москве
Дата: 22 августа 2017 Место: Москва Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

От соборов, ставших свидетелями русского средневековья, до высоток, сканирующих современность стеклянными фасадами. Москва очень разная, полярная, многогранная. Она постоянно в движении и развитии. Приезжая сюда, стремишься впитать как можно больше, провести каждую минуту с пользой. Так родилась идея организовать себе культурные выходные в столице.

Московский метрополитен

Без метро в Первопрестольной никуда, но я воспринимала каждую поездку не как будничную необходимость, а как увлекательную экскурсию по подземным дворцам. Главное – замечать всю красоту, созданную авторами Московского метрополитена: объектами культурного наследия России признана почти четверть его станций. Советую обратить особое внимание на «Маяковскую», «Новокузнецкую», «Площадь революции», «Комсомольскую», «Театральную», «Новослободскую», «Киевскую» и «Таганскую». Они считаются самыми красивыми и относятся к периоду 1930-1950-х годов. Декор в основном посвящён высоким советским идеалам, героическим страницам российской истории, достижениям страны в разных сферах. Больше всего времени я потратила на «Площади революции», разглядывая украшающие её бронзовые фигуры героев «нового общества»: матросы и лётчики, студенты и спортсмены, рабочие и колхозники. С некоторыми статуями связаны приметы. Так, у сторожевых псов, дополняющих образы солдат, неспроста блестят носы: народная молва уверяет, что потереть их – к счастью и удаче.

Выставка Антонио Гауди

Открытый в 1999 году Московский музей современного искусства (MMOMA) – центр притяжения всего самого свежего и креативного. Стильный в каждой мелочи, он увлекает в свою жизнь. Мне посчастливилось попасть на выставку «Антонио Гауди. Барселона», чему я несказанно обрадовалась: давно восхищаюсь его архитектурным гением. Экспозиция объединила 150 уникальных экспонатов: чертежи и планы, декоративные элементы и мебель, ретро-фотографии из Исторического архива Коллегии архитекторов Каталонии и, конечно же, макеты знаменитых зданий (и яркий парк Гуэля, и модернистские жилые дома, и знаменитый Собор Святого Семейства, строительство которого продолжается до сих пор). Словом, более подробное и наглядное повествование о городских объектах, созданных Антонио Гауди и ставших символами Барселоны, трудно представить. Отдельный плюс организаторам – за качественный интерактив: к примеру, на дом Мила можно было посмотреть даже сверху (благодаря повешенному под потолком зеркалу). Кстати, выставка великого каталонца состоялась в России впервые и совпала с юбилейной датой, 165-летием со дня его рождения.

Музей имени Пушкина

Следующий пункт моей программы – полная противоположность предыдущему. Чтобы сыграть на контрастах и прикоснуться к вечному, я поспешила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Находясь в нём, будто впадаешь в транс: ход времени замедляется, шаг – тоже, голос становится на несколько тонов тише, взгляд наполняется восхищением и благоговением. А как иначе, если в его Главном здании представлено зарубежное искусство разных стран с древнейших времён до XIX века? В обширной коллекции гипсовых слепков с произведений Античности, Средних веков и эпохи Возрождения моё особое внимание привлекли статуи греческих богов, скульптуры храбрых рыцарей и декор готических храмов. Из богатейшего собрания подлинников меня, как любителя истории Древнего мира и почитателя живописи, словно магнитом тянуло к сокровищам Египта и Греции и к работам выдающихся европейских художников Нового времени – Боттичелли, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и других. Полному погружению в каждую историческую эпоху способствует архитектурное оформление залов: оно соответствует представленным в них экспонатам.

Рок-опера «Преступление и наказание»

Завершил субботу вечер в Московском театре мюзикла. На первый взгляд парадоксальное сочетание, жанр рок-оперы и роман «Преступление и наказание», оказалось мощным, современным и местами провокационным (режиссёр – Андрей Кончаловский). Действие не отпускало ни на минуту. Несколько вольная интерпретация классики (считывалось обращение к смутному времени новейшей истории России – 90-м годам) не повергла меня в когнитивный диссонанс. Я ведь и не ожидала прямого пересказа, а старалась ловить метафоры и намёки. К занавесу всё сложилось в единую картину: на сцене слились воедино прошлое, настоящее и будущее, а значит «Преступление и наказание» – это не только про XIX век, это и про людей нынешних. Заслуга и постановщиков (продолжив и расширив идеи писателя, они сохранили их суть, передали дух романа), и, конечно же, самого Достоевского (он поднял и раскрыл проблему, актуальную в любой период).

Музей-заповедник «Коломенское»

Дождливое воскресное утро я встретила в Коломенском: когда-то – царская резиденция, теперь – музей-заповедник. Здесь можно запросто «пропасть» на весь день: на территории в 390 гектаров находится множество архитектурных и природных памятников. Здесь всегда есть чем заняться: регулярно проходят выставки и концерты, к услугам гостей – фотосессии в исторических костюмах и катание на лошадиных упряжках. Однако моё время было ограничено, так что я сосредоточилась на размеренной прогулке, чтобы представить, как жили русские цари в XVI-XVII веках. Тенистая аллея привела к храму Казанской иконы Божией матери, а затем и к ансамблю Передних ворот. За ними, будто скрывалась, как драгоценность в шкатулке, жемчужина Коломенского – церковь Вознесения Господня, включённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Видеть её в реальности – непередаваемые эмоции: кажется, что ты взлетаешь вместе с стрелообразным куполом. Вдоволь налюбовавшись, я вышла на экологическую тропу. Через овраги и ручьи она пролегала к Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, окружённой лесом и старинным кладбищем. Точку в моём маршруте поставил деревянный дворец царя Алексея Михайловича Романова, похожий на пряничный домик.

«Москвариум» на ВДНХ

О Центре океанографии и морской биологии «Москвариум» у меня была противоречивая информация: фотографии с официального сайта пробудили дикий интерес, а вот среди отзывов в сети попадалось много негативных. Я рассудила: «Не может быть всё плохо в самом большом океанариуме в Европе». И оказалась права. Зона из 80-ти аквариумов – настоящий подводный лабиринт, в котором кто только не обрёл свою новую прописку: касатки, дельфины, белухи, акулы, осьминоги, морские звёзды, скаты, медузы, морские коньки, крокодилы, черепахи и так далее. Всего – более 12 000 обитателей. Исследовать многообразие и великолепие форм жизни рек и озёр, морей и океанов, повторять взглядом плавные движения их спокойных и мудрых обитателей – ни с чем не сравнимый релакс. Сказка, да и только. Оформление пространства – на уровне: приглушённый свет, сине-голубые тона, креативные зоны отдыха, и всё – ты на глубине.

Концерт в Соборе на Малой Грузинской

Башенки с острыми шпилями, вытянутые окна с витражами, великолепный резной портал – Римско-католический кафедральный собор поразил меня своим неоготическим величием. Его построили в 1910-1911 годах, и ныне он является действующей церковью. Об этом важно помнить, посещая органные концерты. Их организация в свободное от богослужений время – многовековая традиция, открывающая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию. Я слушала поистине волшебную программу «Гении об ангелах». Каково это? Божественная и возвышенная музыка духового органа «Kuhn» (кстати, один из самых больших в России), прекрасные и чистые голоса исполнителей (пели солисты Большого театра Илья Ушуллу и Татьяна Андрианова) проникают в самую душу. Когда храм наполняется финальными аплодисментами, хочется плакать от счастья. И совершенно не хочется покидать удивительный кусочек Европы в Москве: поздним вечером как внутри собора, так и снаружи необыкновенно красиво. Если хотите узнать, как устроен орган и само здание, очень рекомендую записаться на экскурсию – не пожалеете.

Красная площадь

Когда более или менее регулярно ездишь в какой-либо город, появляются традиции. Моя московская традиция – обязательно заглядывать на Красную площадь. Не могу не побывать в этом знаковом для России месте: идёшь по брусчатке, смотришь на кремлёвские стены и чувствуешь связь с корнями, с историей родной страны. А ещё именно на Красной площади я понимаю, как же сильно я люблю свою Родину. Потому что вижу толпы восторженных иностранных туристов, и это далеко не одни китайцы. Слышу в ответ на выполненные просьбы сделать фото с ГУМом, мавзолеем, Спасской башней, Историческим музеем или храмом Василия Блаженного не «Thank you», а пусть смешное и корявое, но «Спасибо». И понимаю, что нас уважают, нами интересуются. Нам, кто бы что ни говорил, есть чем гордиться, есть что холить, лелеять и хранить.

Как повторить опыт?

Совет №1. Моё любимое время прибытия – вечер пятницы или утро субботы, отъезда – утро понедельника. Чтобы насладиться утренними видами столицы и успеть на максимально возможное количество вечерних мероприятий.

Совет №2. Билеты на спектакли и концерты лучше приобретать заранее. Онлайн-реальность – в помощь. Так вы точно попадёте на событие и получите возможность выбрать не очень дорогое место с достойным обзором. Гарантия безопасности – покупка на официальных сайтах организаций. Цены – самые разные. На примере «Преступления и наказания» в Театре мюзикла: от 10 000 рублей до нескольких сотен (в моём случае спектакль отлично воспринимался с балкона за 500 рублей).

Совет №3. Крупные музеи – это, как правило, не один корпус, поэтому будьте внимательны с адресами тех или иных временных выставок. К примеру, ММОМА расположен в четырёх зданиях в историческом центре, а выставку Антонио Гауди принимал корпус на Петровке. Кстати, если не хотите попасть в очередь, что нередко случается во время наплыва туристов (особенно это касается сверхпопулярных Музеев Московского кремля), позаботьтесь о билетах заранее: они также доступны в сети на официальных ресурсах храмов муз.

Совет №4. Метро я сначала люто невзлюбила. Но потом поняла, что это оптимальный вариант для передвижения по столице. Несмотря на некоторые минусы (вроде толкучки в час-пик), в целом быстро и удобно. К тому же, популярные среди горожан и туристов места, как правило, находятся недалеко от станций. Тем не менее, график расписывайте с запасом: где-то обязательно захочется задержаться, что-то нужно будет рассмотреть подробнее, да и расстояния в Первопрестольной, как известно, не близкие.

Совет №5. «Эти москвичи не подскажут даже, как в соседний переулок пройти», – знакомая «страшилка»? По моему опыту – сущая глупость. Подсказывают. И вполне себе доброжелательно. Единственное – будьте на чеку по отношению к подозрительным персонажам: мошенники, действительно, не дремлют. С меня однажды стали требовать деньги после того, как буквально сунули в руку флажок с российским триколором.

Совет №6. Как недорого поселиться в центре города? Снять хостел! Мысль здравая и нисколько не зазорная: в шаговой доступности от того же Кремля множество приличных заведений. Правда, к выбору места для ночлега в таком случае нужно подойти крайне внимательно. Я останавливалась на Старом Арбате: обошлось в 600 рублей за сутки, к тому же за счёт выгодного расположения я сэкономила немало времени и нервов (проживая в центре, чувствуешь себя в большей безопасности, особенно, когда возвращаешься поздно). Как бы вы не доверяли своим соседям по комнате и персоналу хостела, за ценными вещами всё же следите пристально и не бросайте их там, где, согласно поговорке, «плохо лежит».

Совет №7. Одежда и обувь – только удобная, проверенная. Страдающие ноги – не лучший спутник, если вы хотите провести весь день на ногах, познавая новое. Признаюсь честно: прогулку по «Москвариуму» мне чуть было не испортили лаковые лоуферы, которые я в итоге, не выдержав, просто-напросто сняла и продолжила ходить босиком. Благо люди вокруг оказались понимающие. Что касается дресс-кода в театрах, то не переживайте и не комплексуйте: от вас никто не будет требовать платья в пол, туфель на шпильках и высокой причёски. Торжественных образов оказалось не так много, как я думала: в Москве на этот счёт не «заморачиваются».

Совет №8. Не обходите стороной сувенирные лавочки крупных учреждений культуры. Продукция предусмотрена как дорогая, так и не очень: памятная вещичка найдётся на любой карман (те же книги или аксессуары).