Режиссёр из Латвии покажет неидеальный идеальный мир
Дата: 20 сентября 2018 Место: Астрахань - Рига Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

«Совсем немного времени осталось до того, когда где-то во-о-он там будет фирма, готовая продать вам друзей, жен, детей», – анонсировала Галина Полищук свою футуристическую премьеру на презентации в торговом центре «Алимпик». Антиутопией «Не сотвори себе…» 21 и 22 сентября откроется новый сезон в Астраханском драмтеатре. К чему готовиться зрителям?

2018.09.20_theatre_robots_1

Фото: astrakult.ru

Становимся роботами

Лаконичные костюмы бежевых тонов, «стеклянные» глаза, впившиеся вдаль, и немного неуклюжие механические движения... В самом центре торгового зала вышагивают актеры, играющие роботов. Среди них мечется главная героиня: она пришла в компанию «Хуманитас инжиниринг», потому что мечтает обрести идеального спутника жизни. Когда Лере удается активировать консультанта, она выбирает характеристики будущего робо-принца на белом коне по десятибалльной шкале. Однако гарантирует ли такая крайняя мера пресловутое счастье в личной жизни?

2018.09.20_theatre_robots_2

Фото: astrakult.ru

Фрагмент завершается ключевым монологом: как жить в обществе, если ты не можешь от него избавиться, если ты не можешь найти того единственного, если ты его любишь, а он тебя – нет? Что делать, если жизнь несовершенна? Может быть, идти в фирму? Однако на пути к идеалу мы рискуем сами превратиться в роботов, теряем нечто важное, человеческое.

- Люди порой живут в плену клише и стереотипов, бог весть почему сформулированных ожиданий. А любовь – стихия, которая накрывает, не спрашивая твоего желания, – считает Мария Зелинская, автор пьесы «Хуманитас инжиниринг», по которой и поставили спектакль.

Холодная реальность

«Не сотвори себе…» – международный проект: и режиссёр Галина Полищук, и художник-сценограф Айгарс Озолиньш приехали из Латвии по приглашению худрука Астраханского драмтеатра Игоря Лысова. Галина Полищук – его ученица. Она окончила Российскую академию театрального искусства, преподавала в Рижском филиале ГИТИС. Карьеру начала в Новом Рижском театре Алвиса Херманиса. Ставила спектакли в крупных городах России, а также в Литве, Норвегии, Эстонии. Участвовала в фестивале «Золотая маска».

2018.09.20_theatre_robots_3

Фото: astrakult.ru

Работать над постановкой в Астрахани гостье понравилось.

- Драмтеатр очень эстетичный. Входя в него, чувствуешь, что попадаешь в храм культуры - начиная с интерьеров и заканчивая людьми, очень-очень старающимися.

Вопросы, поднятые в новом спектакле, волнуют и саму Галину, и она, как и зрители, тоже ищет на них ответы.

2018.09.20_theatre_robots_4

Фото: astrakult.ru

- Мы уже живем в мире, воссозданном на сцене, – рассуждает режиссер. – Социальные сети помогают нам сделать этот мир очень-очень удобным. Не нравится мне кто-то? Могу «забанить». Ругается, некорректно себя ведет? Могу удалить. Мы приходим к тому, что нам нравится управлять этим миром, менять его под себя. И мы все меньше и меньше готовы принимать действительность такой, какая она есть. Но ведь не идеал – и есть идеал. Создать идеал нереально. Тогда ты будешь знать все заранее. Может быть, это не совсем правильно – удалять тех, кто нам неудобен, из своей жизни? Может быть, мы должны как-то пытаться договориться? Может быть, мы как-то должны принимать этот мир вот в таком неидеальном его виде? Потому что это безжалостное желание человека менять и изобретать может страшно закончиться. Мне, например, немножечко холодно в таком мире.

Быть богами – опасно

Презентация премьеры не случайно прошла в нетипичном месте: пространство торговых центров соответствует тому, о чем говорится в спектакле, перекликается со сценографией. Человеческие проблемы, любовь и одиночество, поместили в пока еще странную для нас атмосферу: много стекла и прозрачных поверхностей, они символизируют мир будущего, где роботы ничего не стесняются, не боятся быть увиденными в любую минуту.

2018.09.20_theatre_robots_5

Фото: astrakult.ru

- Декорации затрагивают производство роботов. Они, как и костюмы, отсылают к фильму «Мир Дикого Запада», - анонсирует Айгарс Озолинш. - Во всем прослеживается технологический подход, например, стеклянный куб с проекциями и специальным светом. Передать атмосферу новых технологий театральными способами оказалось трудно. Но главное, чтобы зритель не понял, как это действует, откуда берутся голограммы, цифры.

Идей названия рассмотрели много. Наименование исходного материала, «Хуманитас инжиниринг», отпало – не очень запоминающееся для русскоязычной аудитории («humanitas» - «человечность» в переводе с латыни). Вариант «Дневники цифровых цивилизаций» перекочевал в жанр спектакля. А вот «Не сотвори себе…» – в яблочко.

2018.09.20_theatre_robots_6

Фото: astrakult.ru

- Соединение Ветхого завета – того, что было – с тем, что происходит сейчас, интересно, – считает Галина Полищук. – Не пытается ли человечество стать заменителем Бога, не вмешивается ли оно туда, куда нельзя? Причем остановить наступление цивилизации мы тоже не можем, мы можем просто жить в этом мире.