Когда-то рисование было для неё просто хобби, но теперь превратилось в профессию, которая приносит и моральное удовлетворение, и многочисленные интересные заказы, и – в какой-то мере – славу. Рисунки художницы Анны Бабышевой трудно не узнать. Это всё – присущая ей манера акварельного скетчинга.
Фото: Максим Коротченко
Напутствие от Вячеслава Зайцева
Рисовала она, сколько себя помнит: окончила художественную школу, мечтала стать дизайнером мод. В 14 лет её работы попали к Вячеславу Зайцеву, и сам звёздный модельер написал на их обороте слова напутствия. Однако взрослая жизнь привела её в сферу педагогики (преподавание английского) и психологии.
К своему детскому хобби Анна вернулась только в 35 лет – в 2016 году. Увидела новые материалы (до этого пользовалась лишь карандашом и ручками), и поняла, что надо осваивать. Выбор пал именно на скетчинг, так как у неё был минимум свободного времени – как раз то, что нужно для создания скетчей, быстрых зарисовок.
Постепенно, когда к творчеству Анны стали проявлять интерес книгоиздатели, в ход пошла техника графики, выполненной архивными чернилами, а затем в работы пришла и красочность. Так рождались фирменные акварельные скетчинги от Бабышевой.
Фото: Максим Коротченко
История – в трещинах
В начале 2021 года у иллюстратора состоялась первая персональная выставка. Экспозиция «Акварельные зарисовки» расположилась в двух залах музейного комплекса «Дом-музей Тетюшинова», и это символично. На всех 70 представленных работах – старинные здания и элементы их внешнего декора.
Архитектура Астрахани – центральная тема творчества Анны Бабышевой.
- Меня вдохновляет старина, – объясняет она. – Причём я не приукрашиваю действительность. Мне важны детали. Если на здании есть трещина, я её нарисую. Ведь всё это отражает историю, события. Кстати, как думаете, в каких двух работах впервые появился цвет?
- Эти? – наугад показываю свои варианты.
- Нет, – смеётся Анна. – Уйти в цвет для меня было как «была – не была». Надо было осмелиться и сделать первый шаг – ввести цвет, хотя бы один. Я человек очень сомневающийся, хотя сейчас мне проще идти ва-банк. Всё-таки уже есть опыт. Так что правильный ответ такой: рисунок «Небо города», изображающий одну из башен кремля, где из цветов – только голубой, и «Первый снег» – тоже кремль, только изнутри, и здесь я зажгла свет в здании, так что из цветного тут – только оранжевые окна.
Фото: Максим Коротченко
Смейтесь от души!
Впрочем, помимо городских зарисовок, в творчестве Анны Бабышевой присутствуют и другие темы:
- На самом деле, ещё я очень люблю людей, животных и эмоцию.
Она принимала участие в необычном онлайн-марафоне от одного из своих любимых иллюстраторов Виктории Семыкиной.
- На пару недель она задавала нам какого-либо режиссёра, – вспоминает Анна, – мы просматривали его фильмы, делали зарисовку и выкладывали её в соцсети с предложением в адрес подписчиков угадать фильм и режиссёра.
Так появилась серия зарисовок по классике кинематографа – фильмам «В джазе только девушки», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и так далее.
- А когда у меня заказывают какие-то интересные работы, – продолжает астраханская художница, – я стараюсь не рисовать статично. Прошу прислать фотографии, где люди смеются от души. Непосредственные. В процессе за чем-то. Присылают из других городов и стран, и это тоже по-своему интересно.
Фото: Максим Коротченко
Рисунок на бумажном стаканчике
Она никогда не расстаётся с рюкзаком: мало ли что. Ведь там у неё пенал с линерами (чернила, оформленные как ручки), акварельными маркерами, карандашами и резервуаром для воды, а также кисти и маленькая коробочка с акварелью, скетчбуки. В некоторых альбомах осталось по одной-две странички, но художница не убирает их в архив – ждёт, когда подвернётся заключительный сюжет.
Хотя, работая над городскими зарисовками, она обычно делает фотографии, а затем рисует по ним дома, в спокойной обстановке, чаще всего ночью, «мало ли что» порой тоже случается.
- Очень редко, весной-летом, когда тепло, хорошо, комфортно, могу сесть рисовать прямо на улице, – рассказывает Анна.
Или в кофейне. На выставке «Акварельные зарисовки» были оригинальные экспонаты – бумажные стаканчики, также разрисованные в манере акварельного скетчинга.
- Со стаканчиков всё и начиналось, – улыбается художница. – Вот сидишь ты, пьёшь кофе, и начинаешь обрисовывать что-то… Просто нравится, и всё... И эта любовь к стаканчикам осталась до сих пор. В доме, в студии их куча. Могу даже прямо там же, в кофейне, разрисованный стаканчик и оставить.
Эх, повезёт же кому-то найти такое чудо!
Фото: Максим Коротченко
Каппадокия на скорости 140 км/ч
Фавориты астраханского иллюстратора – чернила и акварель, но она любит открывать для себя новые материалы и прощупывать через них окружающий мир. Цветные карандаши (у неё есть набор на целых 72 цвета!), гуашь, пастель… Анне нравится абсолютно всё. Что выбрать в тот или иной момент, зависит от настроения и цели.
- На самом деле, с тремя линерами и парой акварельных маркеров можно создать рисунок. Но с опытом понимаешь: можно добавить ещё что-то, – рассуждает Анна Бабышева.
Однажды, участвуя в японском конкурсе графики, она выиграла огромную коробку архивных чернил от японской фирмы «Сакура». И это достижение послужило ещё одним импульсом для развития.
Победный рисунок – пейзажи турецкой Каппадокии, славящейся своими фестивалями воздушных шаров, – художница вырезала из скетчбука, оформила в рамочку и повесила дома. На память. Отправляя его на суд жюри в Японию, Анна приложила видеоролик о том, как создавался этот скетч: она едет в машине, что-то быстро зарисовывает на пассажирском сидении, а скорость – 130-140 км/ч… Путешествия для художницы – ещё один источник вдохновения.
Фото: Максим Коротченко
От книги до книги
К настоящему моменту в портфолио Анны Бабышевой также порядка пяти проиллюстрированных книг. Среди них – «Путешествие в Каспийскую столицу. Крепость» и «Астраханская губерния. 300 лет на службе России» издательства «Астрахань», «Астрахань в прошлом и настоящем» местного краеведа Вадима Манькова.
Самый большой и свежий проект – «Астрахань, которой мы можем гордиться» Юрия Никитина, яркая интерактивная книга, адаптированная для детей младшего школьного возраста и семейного чтения. Художница создала для неё более 180 иллюстраций, включая образы главных героев – мальчика и девочки, которые ведут читателя через всю книгу.
Решая столь объёмные задачи, Анна использует более технологичный подход – графический редактор: он позволяет сделать так, чтобы все материалы были похожи на натуральные, и существенно экономит время. При сканировании «живой» иллюстрации теряются полутона, и изображение так и так приходится дотягивать до нужного цветового решения – опять же, в графическом редакторе.
В день можно успеть до девяти рисунков, но физически это очень тяжело – от множества мелких движений сильно устаёт рука.
Фото: Максим Коротченко
Практика и ещё раз практика
Английский (а его она преподавала ни много ни мало 15 лет!) или иллюстраторство? На протяжении почти четырёх лет Анна Бабышева разрывалась. И вот в феврале 2020-го сделала окончательный выбор – только творчество!
И с тех пор ни разу не пожалела:
- Работа сейчас – скачешь из проекта в проект. Один заканчивается – тут же поступают другие.
А в своей студии Анны проводит мастер-классы – заражает и заряжает акварельным скетчингом всех желающих. Чтобы освоить технику быстрых зарисовок, достаточно нескольких уроков с опытным мастером. Дальше дело за практикой.
- Главное – желание и стремление, – наставляет она учеников. – Рисуйте каждый день, но не так, чтобы отбить себе желание. Рисуйте то, что нравится. И путь сначала не будет получаться! Позвольте себе делать ошибки, отойдите от самокритики и творите от души.
И ей доверяют. Когда-то она сама прошла тот же путь.