Полноценные декорации и костюмы, блистательный актёрский состав… Куда бы ни приезжал Театр Вахтангова, цель – показать спектакли именно так, как они идут на московской сцене. Переговоры о гастролях с астраханскими театрами шли два года – не совпадали графики. И вот, в конце 98-го сезона, легендарная труппа привезла в город свои лучшие постановки.
Фото: Сергей Иванов
В преддверии столетия
На сцене Астраханского театра оперы и балета 3 и 4 июля можно было увидеть вахтанговского «Евгения Онегина», работу художественного руководителя Римаса Туминаса. В главных ролях – такие известные артисты, как Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Евгения Крегжде, Людмила Максакова, Ирина Купченко.
Параллельно в Астраханском драмтеатре показывали «Наш класс» Натальи Ковалевой по пьесе драматурга Тадеуша Слободзянека «Одноклассники. История в XIV уроках». В нём задействовано молодое поколение вахтанговцев. Завершились гастроли 5 июля театральным эксклюзивом от Туминаса – спектаклем «Минетти» по пьсесе крупнейшего австрийского прозаика и драматурга Томаса Бернхарда.
- Репертуар для гастролей мы подбираем, прежде всего исходя из возможностей сценических площадок в конкретном городе: изучаем технический райдер театров и смотрим, сможем ли мы сыграть спектакль. Мы не можем позволить себе опустить планку качества. Например, чтобы показывать «Евгения Онегина» в Театре оперы и балета, мы специально заключили договор с компанией, у которой арендовали необходимый для спектакля свет, – прокомментировал директор Вахтанговского театра Кирилл Крок.
Фото: Сергей Иванов
В Астрахань московский театр приехал по программе «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, учрежденного Министерством культуры Российской Федерации. Программа существует с 2014 года, с момента создания проекта театр Вахтангова – его постоянный участник.
Голосом князя Владимира
На пресс-конференции вахтанговцев (она предшествовала второму показу «Евгения Онегина» в Астрахани), больше всего вопросов адресовали исполнителю роли Онегина – народному артисту России Сергею Маковецкому. Он был в прекрасном настроении, много шутил и после каждого ответа, театрально призадумавшись, произносил:
- По-моему, хорошо сказал, – вызывая и смех, и аплодисменты одновременно.
- Что вы больше любите – театр или кино?
- Это самый противный вопрос. Все равно что: кого больше любите – маму или папу? Я люблю и Онегина, и героев на экране. Но сложнее в кино, – отметил Маковецкий. – Знаете, когда рядом с тобой находятся актеры массовых сцен (в течение 12 часов, на жаре в +35, в шерстяных костюмах), они потом подходят и говорят: спасибо вам, мы поменяли отношение к вашей профессии. Им казалось, что сыграть в кино – это просто прийти на площадку, прикинуться кем-то и уйти. А в кино ещё нужно уметь терпеть и ждать, уметь быстро вскочить на подножку уходящего поезда – быть снайпером, чтобы попасть сразу в «десяточку». Второго дубля может и не быть.
Фото: Сергей Иванов
Актер не из тех, кто относится к поклонникам свысока.
- Они никак не досаждают, если всё делается цивилизовано. Я стараюсь никогда не отказывать в просьбе дать автограф или сфотографироваться. Единственное исключение – когда чувствуешь себя невыносимо. Тогда говоришь: простите, пожалуйста, сегодня не в настроении.
Еще Маковецкий признался, что его любимое занятие – создавать мультипликационных героев. Иногда он даже разыгрывает ребят, в обычной жизни начиная разговаривать, например, голосом князя Киевского из мультфильмов о трёх богатырях.
Лукоморье – на Волге
Дочь знаменитой астраханки, оперной певицы Марии Максаковой, Людмила Максакова играет в «Онегине» няню и танцмейстера. Она часто бывает на родине матери, выступая на фестивалях и посещая Музей культуры Астрахани, где есть замечательный зал, посвященный Марии Петровне, но в качестве театральной актрисы в город приехала впервые.
Фото: Сергей Иванов
Своё общение с журналистами она начала с обращения «Дорогие астраханцы!», и пояснила:
- Так всегда обращалась моя мама. Низкий поклон всем, кто бережет память о земляках. Эта любовь взаимная. Когда я была маленькая, мне всегда казалось, что сказочное пушкинское Лукоморье с его зеленым дубом со златой цепью, с чудесами и лешим – это и есть Астрахань. Потому что всегда говорили: «Ну, что у вас там в Москве? Вот у нас в Астрахани…» Вот эта кустодиевская Астрахань с детства поселилась в нашем доме.
Приемом астраханской публики актриса осталась довольна.
- Спектакль «Евгений Онегин» понятен всем, где бы мы ни гастролировали. Видимо, найден какой-то театральный общий язык, который понятен просто, без каких-то дополнительных усилий и на востоке, и на западе.