Что было до кино? Вся история анимации – в одной экспозиции
Дата: 21 сентября 2020 Место: Астрахань - Казань Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

Если бы не эти изобретения, человечество, возможно, никогда бы не получило кинематограф. Не смогло бы вот так вот запросто, как сейчас, взять и посмотреть фильм. Выставочный проект «До кино», созданный командой казанского творческого центра «Мастерская братьев Васильевых», рассказывает об истории анимации во всех подробностях, от и до – от фенакистископа и до праксиноскопа.

Впереди – большой музей

В экспозиции порядка 300 экспонатов: как подлинные анимационные и оптические игрушки XIX-XX веков, так и их увеличенные интерактивные копии. Сначала выставка прошла там, где родился проект, – в Казани. А затем уникальное собрание отправилось в путешествие по России: сначала – в Чебоксары, затем – в Астрахань на целых два месяца, август и сентябрь. До 27 числа экспозиция гостит в Цейхгаузе Астраханского кремля.

Серия выставок «До кино» – один из этапов на пути к ещё более масштабной задумке. К концу 2021 года Роман и Максим Васильевы откроют в Казани тематический музей, посвящённый истории анимации. Ну а пока они готовят новые экспозиции. Так, на следующей выставке представят исключительно «волшебные фонари» (аппараты для проекции изображений) разных видов и форм.

- Есть ли у вас конкуренты в России?

Братья-близнецы, влюблённые в анимацию (кстати, в проекте каждый из них отвечает за свой большой блок, но об этом позже), с уверенностью заявляют:

- Конкурентов у нас нет, мы заняли свою нишу, выбрав узкую тему и раскрыв её во всей полноте. В Москве есть выставочные проекты, посвящённые анимации в целом. Мы же берём только XIX век – время наиболее бурного развития анимации. И, кроме того, мы делаем ставку на интерактивность – на то, чтобы люди делали что-то самостоятельно. Крутили, вертели экспонаты сами руками.

Посмотреть мультик XIX века

Роман Васильев – главный по технической части. Он создаёт увеличенные копии оригинальных игрушек, формирующих интерактивное пространство выставки. Тем самым дети и взрослые получают возможность просматривать своеобразные мультфильмы XIX века.

«Все интерактивные приборы мы создали сами. У нас своё оборудование, своя команда. Любой интерактивный экспонат – это упрощённое схематичное представление того, что было в XIX веке. Мы не повторяем аппараты в таком виде, в каком они были сделаны изначально, но функционально они идентичны старинным приборам. Человек подходит и понимает, как работало устройство, что стоит рядом в витрине в историческом формате».

«Один из самых интересных экспонатов – аппарат, где при ярком освещении мы видим дневной вид картинки, а при контровом – либо ночной вариант, либо совсем другую картинку. Эта интерактивная штука показывает, как работала полиорама. Слайды и освещение можно менять. Особенно интересны слайды, в которых есть дырочки: в ночном варианте загораются звёзды и луна, благодаря тому, что проделаны дырки, которые мы не видим – просто не обращаем на них внимание – в дневном варианте. Карточки подлинные, исторические. То есть это интерактивный прибор, но с исторической составляющей».

«Когда мы будем открывать музей, мы включим в экспозицию ещё больше приборов, где старинные вещи участвуют в интерактивном процессе, но в то же время надёжно защищены от любых посягательств».

За раритетами – на край света

Коллекционную деятельность ведёт Максим Васильев, он собирает антикварные раритеты родом из позапрошлого века в буквальном смысле по всему миру. Многие из подлинных предметов привезены из США, Англии и Франции. Коллекция формировалась целых семь лет. На сегодняшний день собрание анимационных и оптических игрушек считается самым крупным в России. Некоторые экспонаты едва ли не единственные в своём роде на всю страну.

«Антикварные приборы покупаю с помощью интернета. Это непросто. Некоторые сложно находятся. Нужно долго ждать, когда они появятся в продаже. А некоторые стоят очень дорого. И за некоторыми нужно самому ехать, потому что многие коллекционеры не выкладывают в сеть фотографии раритетов. Из Франции, из Испании я сам лично привозил экспонаты. Мои знакомые, живущие в Лондоне, присылали мне экспонаты оттуда».

«Первый прибор, который показывал полноценную анимацию, – фенакистископ. Он представляет собой диск, на который нанесено двенадцать фигурок. И есть двенадцать щелей. Если развернуть картинку к зеркалу, а самим смотреть с обратной стороны, предварительно раскрутив диск, можно увидеть сквозь щели, как движутся фигурки. Механизм придумал в 1832 году физик Жозеф Плато. С тех пор идёт развитие различных приборов, которые показывали полноценную анимацию».

«А уже спустя 60 лет, в 1892 году Эмиль Рено создал аппарат, который проецировал анимационные ленты. Этот прибор стал границей перехода от анимации к киноискусству. Он проецировал уже не зацикленные маленькие кусочки, а полноценные анимационные ленты на несколько минут, с сюжетом и отдельно играющей музыкой. Настоящий кинопоказ, только в анимационном формате».

«Мы аккуратно хронологически разматываем ленту истории: от первых иллюзий, которые привели к анимации (как люди догадались совмещать кадры?) мы приходим к полноценной анимации – к современности».

«Считаю, что у кино светлое будущее. Даже сам классический кинематограф, обычный 2D будет актуален ещё очень долгое-долгое время. Не говоря о том, что всё это смешивается с игровой индустрией, добавляется третье пространство и очки виртуальной реальности, где мы можем в этом пространстве передвигаться, просматривая при этом какой-то ролик в 3D. Возможностей много. Когда-нибудь всё это тоже станет предметом истории. Тогда, когда добавятся новые возможности, которых мы сейчас даже представить не можем».

«Сам я смотрю обычно классическое кино, потому что для большинства режиссёров 3D – просто модная фишка. Они снимают в 3D для галочки – чтобы показать фильм ещё и в этом формате. Если снимать настоящее художественное кино в 3D, нужно полностью использовать его возможности, например, подбирать определённые планы. Большинство этого не делают».

Восполнить пропущенный фрагмент

Выставка «До кино» позволяет проследить, как из старинных изобретений рождалась современная анимация, как совершенствовались изобретённые изначально принципы. Так, Эмиль Рено в своих аппаратах первым додумался разделять фон и героя: теперь фон не нужно было перерисовывать много раз – нарисовал один раз, и герой по нему «ходит». Этот принцип используется до сих пор в абсолютно любом мультфильме – будь то компьютерная или рисованная анимация.

- Кино и анимация тесно взаимосвязаны, – поясняют братья Васильевы. – Старинные анимационные приборы постепенно соединялись с кинематографией, и все это в итоге привело к появлению первых кинокамер.

За рубежом в XIX веке анимация была доступным развлечением. Да, только что созданные игрушки стоили дорого. Но потом изделия моментально копировали: выпускали игрушки худшего качества, и они шли на рынок буквально за бесценок. И, кроме того, к каждому новому изобретению взрослые постепенно теряли интерес, и аппараты для анимации переходили в формат детских игрушек. Поэтому сложно представить, чтобы во второй половине XIX века в Англии у какой-нибудь семьи не было стереоскопа.

А вот в России анимационные игрушки распространения не получили. Сюда быстро, буквально в первый же год попали кинокамеры. И здесь сразу, с начала XX века стало развиваться кино. То, что было до кино, страна, по сути, пропустила. Выходит, братья Васильевы стирают для соотечественников белое пятно в истории анимации.