По «Пути воды»: астраханец создаёт графику для студий мирового уровня
Дата: 31 января 2023 Место: Астрахань - Веллингтон Автор: Людмила Кузнецова Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

Когда-то, ещё школьником, он гонял в футбол в родном городе Харабали. А теперь, спустя годы, его имя красуется в титрах шедевра самого Джеймса Кэмерона. В том, что новый «Аватар» получился таким ярким и реалистичным, есть и его заслуга – специалиста по спецэффектам Дениса Елдышова.

2023.01.31_eldyshev_avatar_1

Фото: mol.astrobl.ru

Работа, достойная «Оскара»

- Давайте начнём сразу с, пожалуй, самого волнующего вопроса: удалось ли вам познакомиться со знаменитым режиссёром Джеймсом Кэмероном?

- Конечно, я очень хотел пожать ему руку. Но лично его не видел. В последние два месяца мы получали от него письма: да-нет, если надо – пояснения. Мог он и «горячие» слова добавить, когда хотел показать свои эмоции: «Эй, парни, это так круто!» – во внутреннем чате. Ещё я смотрел видео, как он оценивает и комментирует выполненные мной задачи. Команда фильма гигантская. И, просматривая сданные задачи, Джим (так мы его называли, это его сокращённое имя) записывал видео, их нам потом рассылали менеджеры.

- Чем вас восхищает Кэмерон?

- Я благодарен ему за то, что это он пытается вернуть людей в кинотеатры, продвигает 3D-кино в то время, когда создавать новое и уникальное всё труднее. Кинематограф скатывается к франшизам. Сиквелы, приквелы – одно и то же повторяется в угоду определённым бизнес-правилам. А после пандемии мы вообще перешли в эпоху онлайн-платформ, домашних кинотеатров. Люди перестали ходить на большое кино. Это огорчает и эту ситуацию надо менять.

Денис Елдышов. FXTD специалист по спецэффектам для кино. Работал на московских студиях Bazelevs, Open Alliance Media, «Союзмультфильм», FilmDirection FX, CGF, а также в студии Weta FX (Новая Зеландия). Принимал участие в создании спецэффектов для фильмов «Аватар: Путь воды» (2023), «Чёрный Адам» (2022) от DC Comics, приквела «Властелина колец» «Кольца власти» (2022). Российские фильмы: «Конёк-Горбунок» (2021), «Союз Спасения» (2020), «Т-34» (2019) – всё три взяли премию «Золотой Орёл» за лучшие спецэффекты. Участвовал в работе над кинопроектами «Серебряные коньки» (2020), «Вратарь Галактики» (2020), «Шанхайская крепость» (2019), «Ненастье» (2018) и анимационными проектами «Джинглики» (2016), «Алиса знает, что делать!» (2013). На проекте «Суворов: Великое путешествие» (2021, студия «Союзмультфильм») был супервайзером по спецэффектам.

- «Аватар: Путь воды» получил пять номинаций на «Оскар-2023», в том числе, наверное, самая приятная для вас – «Лучшие спецэффекты». Насколько напряжённый был график?

- Пару раз я даже оставался поработать до утра. Перерабатывал ради коллектива. Хотя меня за это ругали. Но потом говорили: хм, круто, конечно! В нашей студии очень следили за балансом. Это здорово. Но в целом давление, конечно, присутствует. Многие считают, что на Западе есть возможность творить без ограничений времени, поэтому графика такая крутая. Скажу так: я никогда так усердно не работал, как в Новой Зеландии. И получил колоссальный опыт.

2023.01.31_eldyshev_avatar_2

Фото: личный архив

Культуру России – на край света

- А почему именно Новая Зеландия?

- Я люблю сагу «Властелин колец» и знаю, что Зеландия – безумно красивая страна. У меня было две цели в кино – поработать в команде «Властелина колец» и «Аватара». И всё получилось. Босс нашей студии – Питер Джексон, создатель «Властелина колец». Он открыл Weta FX, прославил Новую Зеландию. Там на официально уровне есть министерство «Властелина колец» – это миллионы туристов, миллионы налогов. Вот что значит роль личности.

- Как вас встретила страна мечты? Какая атмосфера в столь крупной международной компании?

- Студия берёт все расходы по подготовке рабочей визы, перелёта всей семьи в новую страну на себя. Уровень такой, что ты ни о чём не думаешь – ты приезжаешь работать. Я был поражён отношением к специалистам.

Weta FX объединяет специалистов из 40 стран мира. Разные люди – и всё очень дружно. Я ни разу не испытал на себе какое-то недопонимание по поводу того, что я из России. Только большое уважение. И вообще в целом специалисты из России и СНГ высоко ценятся в мире: считается, что у нас хорошее техническое образование. Много наших принимало участие в разработке больших кинопроектов – например, мультфильм «Моана» от Disney.

Многие, с кем я общался, говорили: мы ни разу не видели русских! Я стал лицом своей страны, а это ответственность. Мы часто приглашали домой гостей: итальянцев, сербов, французов, новозеландцев, австралийцев. Кормили их русской кухней, общались на свободные темы. Я хотел завести как можно больше знакомых и показать свою культуру.

2023.01.31_eldyshev_avatar_3

Фото: mol.astrobl.ru

Заветное приглашение

- Новая Зеландия – ваш первый опыт работы за рубежом, и сразу такой результат. Как решились на этот шаг?

- Работая студии визуальных эффектов CGF (лучшие спецэффекты России и СНГ), я понимал: дома уже достиг определённого уровня, а работать просто ради денег мне не интересно, мне интересно проверить себя.

Мои российские коллеги, уехавшие в Канаду, подсказали, как правильно подготовить шоурил (подборку образцов работ) и другие материалы. Если ты не удивил за первые 15-25 секунд, с тобой не будут разговаривать, пришлют лишь вежливое автоматическое письмо. Я разослал письма в 30 лучших студий мира (Канады, США, Новой Зеландии, Австралии, частично Европы) и получил десять приглашений на интервью. Такое приглашение означает 50% одобрения. И в дальнейшем получил два оффера (два предложения заключить контракт) – из Канады и Новой Зеландии.

На интервью с представителями Weta FX было очень волнительно. Мы говорили на английском. А он у меня на тот момент был слабый. Наклеил кучу шпаргалок вокруг экрана, чтобы было проще строить беседу. Разговаривали в четыре часа ночи по Москве: с Зеландией разница в десять часов. Записал всё на диктофон, чтобы то, что я недопонял (некоторые особенно сложные вопросы), потом уточнить у сестры, живущей в Австралии.

- Как отреагировало окружение?

- Когда мне ответили из Weta FX, да ещё и на второй день, друзья не поверили: мы туда пишем десять лет, и без толку! Некоторые даже обиделись: как так, почему именно тебе? Не знаю. Потому что просто работал усердно и готовился.

- Чем же вы так удивили одну из лучших студий мира?

- В китайском проекте «Шанхайская крепость» у меня было два шота (съёмочных плана), где много воды. Зная, что в Новой Зеландии разрабатывается «Аватар: Путь воды», я стал готовиться уже тогда. Понял: это мой шанс. Мой шот приняли. Он ушёл в фильм. Но для себя я стал его дорабатывать – в течение трёх месяцев после работы доделывал, пока не почувствовал, что это уровень Голливуда. Про этот шот больше всего спрашивали.

2023.01.31_eldyshev_avatar_4

Фото: mol.astrobl.ru

Из спортзала – в киностудию

- Как вы научились творить чудеса на киноэкране? Ведь вузов по этому направлению нет.

- В Москве два-четыре года назад появились специальные школы. А в начале моего становления, к сожалению, не было структурированного образования. Я искал информацию в интернете, в том числе на зарубежных сайтах. Но она противоречива и разрознена. Поэтому главным моментом было найти ментора, учителя, что я и сделал. Кроме того, проходил различные мастер-классы и тренинги. Причём я не сразу выбрал FX – пробовал всё по чуть-чуть. Важно понять, к чему в киноиндустрии лежит сердце, какие есть навыки. Поясню: VFX – это всё, что входит в графику (вся графика, вся индустрия по созданию спецэффектов), FX – это департамент по созданию атмосферных эффектов, который входит в VFX.

- Что посоветуете тем, кто тоже хочет развиваться в кино?

- В наше время самый простой способ – снять на телефон и выложить в интернет. Если это интересно, то посмотрят миллионы. Либо ты поймёшь, над чем работать. Сейчас в онлайне всё очень легко, вопрос в твоей истории. А история – это твоё мировоззрение, твой опыт. Если ты можешь преподнести что-то новое, рассказать что-то людям, то, безусловно, все просмотры будут твоими. И тебя увидит и пригласит условный Джеймс Кэмерон.

- В чём ваш секрет успеха? Из чего складывался путь?

- Опыт, профессионализм, планирование – три составляющих. И ещё слово «мечтать» всегда мне сопутствует. В детстве у меня было две мечты: футбол и кино. Казалось бы, разные сферы, но у них много общего: и там, и там командная игра, и там, и там ты работаешь для публики, и там, и там ты можешь гордиться результатами своей работы, которую видят миллионы.

Понимая, что звездой футбола я не стану, отучился на тренера в Волгоградской академии физической культуры и спорта. Забегая вперёд, спорт помог мне и в плане дисциплины, постановки целей. Потом переехал в Подмосковье (моя супруга оттуда), устроился в филиал академии московского «Спартака». Я очень любил свою работу. Старался воспитать не только футболистов, но и хороших людей, сам искал спонсоров, чтобы вывезти ребят на соревнования, там в свободное время устраивал им культурную программу. Но молодой тренер обычно получает копейки. Как содержать семью, как помогать близким? И тут настало время моей второй мечты – кино. Я спланировал переход, поставил себе срок – два года, в течение которых и работал, и учился.

- А другие составляющие?

- Не получишь опыт и не станешь профессионалом, если будешь бояться. Важно быть решительным, сделать первый шаг. Знаете, как я впервые вытянул свой счастливый билет? Увидел объявление «Мосфильма»: срочно требуется специалист по динамике одежды в компанию Bazelevs. Я учился общим знаниям по спецэффектам, но опыта именно по этой узкой сфере у меня не хватало. Тем не менее, я решил попробовать, успешно прошёл испытательный срок и остался на год в этой компании.

У меня есть правило: если ты хочешь расти в навыках, зарплате, нужно менять студию раз в год-полтора. Этого достаточно для того, чтобы научиться чему-то новому. С тем, как я перешёл из анимации в кино, тоже связана поучительная история. Я безумно хотел в команду фильма «Т-34». На собеседовании в FilmDirection FX честно признался, что раньше работал только в анимации, но моя цель – кино. Честность оценили и вновь взяли на испытательный срок, сказав: «Ну, раз ты такой честный, всё в твоих руках». Большой спрос именно на личные качества – честность, трудолюбие. И эти качества видны всегда. Если человек старается, всё воздастся.

2023.01.31_eldyshev_avatar_5

Фото: mol.astrobl.ru

Искры, магия, космос…

- Расскажите подробнее о вашем круге задач в съёмочном процессе.

- Вот продюсеры решили создать фильм. Есть препродакшн (сценарий, бюджет, локации, декорации), продакшн (два-три месяца съёмок), постпродакшн (самый долгий процесс, год и более).

Постпродакшн делится на много этапов. Это конвейер. Сначала рисуют визуальные образы героев, которые затем постепенно «оживляют» при помощи компьютерной графики. Отдел 3D-моделирования создаёт картинку в объёме. Дальше фигуры наполняют скелетом, мышцами, сухожилиями, сверху всё покрывается кожей, мехом, волосами. Это нужно для того, чтобы при анимации всё тело работало как в реальной жизни. Затем – анимирование персонажа: теперь он бегает, ходит, дерётся, летает… Отдел текстуринга всё это красит, создаёт текстуры: какая у героя кожа, есть ли татуировки, во что одет. Отдел шейдинга добавляет этим материалам свойства: если металл, он должен блестеть, если стекло, оно должно быть прозрачным и преломлять свет. Настраивается взаимодействие объекта со светом и с тенью. Качество визуальных объектов в кино определяется именно светом и тенью: нужно объединить всё так, чтобы зритель поверил в картинку на экране, иначе персонаж будет смотреться чужеродным – будто он не из этой сцены.

И только теперь мы переходим в департамент, где работаю я – FX. Это создание таких атмосферных эффектов, как всевозможные взрывы, разрушения зданий, вода (океан, пена, водопады), магия, космос, снег, песок, искры… Всё, что есть в природе, мы делаем. Завершается «конвейер» совмещением графики и отснятых кадров.

- Скептики скажут: к чему все эти сложности, если можно просто взять – и снять всё, как есть.

- Наш департамент делает эффекты тогда, когда, например, это опасно для актёров. Да, часто на площадках действительно используют и пиротехнику, и огромные бассейны строят, как Кэмерон. Но если полноценное участие в сцене опасно для актёра, вместо реального огня или взрыва мы добавим спецэффекты.

2023.01.31_eldyshev_avatar_6

Фото: личный архив

Привезти домой лучшее

- За что вы любите свою работу?

- Да, действительно, важно заниматься любимым делом. Что касается мой профессии, то это честная профессия. Как с художниками: нам твой диплом не нужен, покажи свою картину. Так и у нас: покажи свой шоурил – где ты работал, как ты делал свои эффекты. Если у тебя есть навыки и вкус, стиль, дизайн, тебя пригласят. Ты не можешь обмануть. Разве что один раз. Сфера у нас узкая, всё всплывёт. Неглупый человек года через два уже получит полноценный контракт: в нашей стране (не то что в мире) не хватает специалистов, особенно хороших. И их ценят независимо от возраста, национальности, гражданства, политических и религиозных взглядов. А я всегда мечтал путешествовать, жить в разных странах – это расширяет внутренний мир.

Визуальные эффекты – очень креативная работа. Разные виды задач дарят эмоции и дают мотивацию. По сути, ты небольшой творец, мини-режиссёр своей сцены. А потом ты видишь свой шот на огромном экране высотой с пятиэтажку, читаешь свою фамилию в титрах и слышишь реакцию зрителей, которые оценивают твою работу! После такого горишь желанием творить дальше.

- Вот прошло полтора года в Новой Зеландии. Что дальше?

- После «Аватара» у меня много приглашений – из Ванкувера, Лондона, Сиднея, Токио, Сеула. Я остановился на Австралии: это ещё одна страна из моего топ-листа и это шанс поработать в ещё одной топовой студии мира Industrial Light & Magic Джорджа Лукаса, создателя «Звёздных войн». ILM и Weta FX – две вершины спецэффектов в мире. Моя цель – попасть в команду «Звёздных войн».

- Есть ли планы, связанные с Россией?

- Да. Я горжусь тем, что я астраханец, и тем, что я русский. Моя мечта – представить свою страну на международной арене в кино. Я ведь обучался ещё на продюсера и сценариста, и у меня есть кое-какие мысли на этот счёт. Моя главная мотивация, когда я уезжаю за границу, – учиться, развиваться, взять лучшее и по возможности потом привезти это в Россию.