Сериал «Мастер». Журналист площадке! Мотор. Начали?
Дата: 27 октября 2020 Место: Астрахань - Москва - Казань Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

Трассы легендарной гонки «Золото кагана» в Астраханской области стали одной из локаций, где снимали восьмисерийную спортивную драму «Мастер» о лучшей команде по ралли-рейдам «КАМАЗ-мастер». Пока на канале НТВ готовится премьера, отмотаем на несколько месяцев назад: чтобы попасть на съёмочную площадку и узнать, что там происходило, я перевоплотилась в актрису массовых сцен.

2020.10.26_master_series_1

Фото: Аслан Айдинян

Продюсеры – Бондарчук и Чагин

Вдали, в столбах пыли, носятся «КАМАЗы». Воспроизводят «Шёлковый путь» и эпизоды Чемпионата России по ралли-рейдам. Вот в одном из гоночных эпизодов машину заносит, и после преодоления трамплина она падает на бок… Во время трюков главных героев дублируют гонщики «КАМАЗ-мастер». Инженеры команды и вовсе постоянно присутствуют на площадке, а руководитель «золотого» коллектива Владимир Чагин – в числе генеральных продюсеров наряду с Фёдором Бондарчуком.

2020.10.26_master_series_2

Фото: Аслан Айдинян

Процесс подготовки проекта занял около пяти лет. К съёмкам телеканал НТВ и кинокомпания «Art Pictures Vision» приступили зимой нынешнего 2020 года. В Астрахань съёмочная группа собиралась приехать ещё в апреле, но помешала пандемия COVID-19. В итоге степи и пустыни Наримановского района в графике съёмок – с 24 июля по 7 августа.

- Астраханская область прекрасно подходит для проектов, где необходимы пустынные и степные локации. Ничто так не передаёт сложность жаркого климата, как он сам. Поскольку в сценарии сюжет гоночных сцен разворачивается в основном в пустынных и степных локациях (и реальные раллийные гонки проходят в таких местах), именно этот критерий мы и применяли во время поиска локаций, – делятся продюсеры кинокомпании.

2020.10.26_master_series_3

Фото: Аслан Айдинян

В целом же проект отличается широкой географией: до Астрахани съёмочная группа побывала в Татарстане – в Казани и на тренировочной базе «КАМАЗ-мастер» в Набережных Челнах. После Астрахани работа продолжилась в Казахстане и в Москве.

Сюжет сериала вымышлен, но имеет отсылки к реальным историям из жизни команды, и повествует о смене поколений в экипаже. События на экране будут развиваться вокруг бывшего пилота «КАМАЗ-мастер» Дениса Сазонова (его играет Антон Васильев), который после двенадцатилетнего перерыва и краха на всех жизненных фронтах хочет вернуться в коллектив.

«Мы выбегали, и в нас стреляли»

Для участия в массовых сценах в ролях болельщиков, фотографов и операторов, членов команд, медперсонала и охраны привлекли порядка 300 астраханцев. Кастинг проходил онлайн: нужно было прислать фото и размер одежды.

- Успешность работы зависит от качества выстроенных отношений с местными жителями. Астраханцы очень гостеприимны, спасибо им большое за помощь, – улыбается режиссёр Степан Корушнов.

Кастинг-менеджеры не только одобрили мою заявку, но и предложили поучаствовать в отборе на эпизодическую роль репортёрши. Так что буквально за два часа до выезда на первый съёмочный день я экстренно знакомилась с «моей» частью сценария и записывала несколько дублей ролика, прогуливаясь с мокрой головой под балконами соседей и тараторя одни и те же слова. Кино – это жёсткий график и порой неожиданные повороты событий.

2020.10.26_master_series_4

Фото: Аслан Айдинян

Наше место сбора – парковка у одного из астраханских отелей. И, как выяснилось, массовка на съёмочной площадке – это не всегда сотни людей разом. Действительно, иногда прохожие, не знающие о том, что в регионе снимают кино, думали, что от отеля отъезжает огромная экскурсионная группа. Но были дни, когда требовалось не более десяти массовиков.

Студенты и те, кому уже далеко за 40; весёлые и грустные, болтливые и молчаливые; имеющие амбиции относительно актёрской карьеры и те, кто пришёл просто ради удовольствия и интереса… Массовка объединяет разных людей с разными целями. Интереснее всего с теми, кто едет на съёмки не за самопиаром, а за азартом и адреналином самого процесса; кто осознаёт, что за красивой картинкой на экране стоит большой труд, и не стонет из-за малейших сложностей и лишений.

2020.10.26_master_series_5

Фото: Аслан Айдинян

Немного переживаю, ведь я новичок. А Наиль Масаутов, наоборот, расслаблен. Вспоминает свой богатый опыт, переговариваясь с коллегой-массовиком.

- А в последний день съёмок был там? Мы выбегали, и в нас стреляли.

Он засветился в «Дне выборов-2», а недавно участвовал в работе над «Выжившей». Оба фильма тоже снимались в Астраханской области.

И в жару, и в песчаную бурю

Каждый эпизод астраханской части работы над «Мастером» – это десятки сцен и дублей под палящим солнцем, при зашкаливающей температуре воздуха. И даже если получилось идеально с первого раза, всё равно нужно снять несколько планов, которые потом смонтируют в единый эпизод. Поэтому, будьте добры – на исходную!

- Мотор! Камера!

- Мотор идёт.

Кстати, снимать яркие сцены спорта – это технически очень непросто.

- Работая над любым спортивным киножанром, – рассуждают продюсеры, – важно передать всю суть спорта (скорость, динамику) через определённые выразительные средства, которые чаще всего влекут за собой особенный стиль съёмки. Это же касается выбора техники. Например, для «ведения» машины на большом расстоянии нужны трансфокаторы и так далее.

2020.10.26_master_series_6

Фото: Аслан Айдинян

Придумали даже инновационные способы крепления камер: для съёмок проездов по бездорожью соединили четырёхместный багги и со съёмочным оборудованием «Russian Arm» (камера крепится на автомобиль специальным краном).

В Астрахани съёмочная группа и артисты – как звёзды, так и простые актёры массовых сцен – много что преодолевали. Одна из съёмочных смен (когда мы снимались в сценах старта и финиша гонки) началась в девять утра и завершилась с заходом солнца, после восьми вечера. Среди факторов, осложняющих ситуацию, была большая облачность. Периодически подолгу приходилось ждать, когда естественное освещение снова станет подходящим для очередного дубля. Иными словами, когда солнце выйдет из-за облаков.

2020.10.26_master_series_7

Фото: Аслан Айдинян

Астраханская погода вообще стала главной «перчинкой» съёмок, переведя их в разряд экстремальных. В тот же день к вечеру разбушевалась песчаная буря. В лучах заходящего солнца пейзаж, преображённый непогодой, напоминал марсианский. Но мы не отвлекаемся на созерцание суровой красоты местной природы!

Забегая вперёд: домой тогда я привезла на себе целый совок песка, он был везде – в обуви, в волосах, в карманах...

Бодрый рок на бивуаке

Единственный островок спокойствия – база команды сериала «Мастер», затерянная посреди степи. Водителям автобусов массовки, чтобы они могли добраться до места назначения, с утра присылают координаты: место съёмок держится в тайне. А степная дорожка-змейка помечена красными флажками – чтобы не сбиться с пути. Не доезжая до базы, наш микроавтобус «закапывается». Дальше – пешком. Маршрутка – это вам не гоночный грузовик!

2020.10.26_master_series_8

Фото: Аслан Айдинян

Несколько «КАМАЗов»-техничек и других машин, оборудованных под гримёрку, костюмерную, буфет, выстроены друг к другу вплотную, образуя защищённый от непогоды периметр. Внутри – столы с зонтами, где можно перекусить, холодильники, затаренные мороженым и водой. Вентилятор распыляет вокруг капли воды, а из динамиков доносит бодрый рок. Примерно так и выглядят бивуаки команд на ралли-рейдах: съёмочная группа действительно погрузилась в атмосферу настоящей степной гонки.

Когда мы, участники массовки, впервые попали сюда, нас придирчиво осмотрели на предмет соответствия облика задачам.

- Фильм не эротический. Застегните рубашку выше, – шутит костюмер Мадина в адрес чересчур горячего астраханского парня.

К одежде в кадре есть определённые требования. Скажем, все предметы гардероба массовиков должны быть без принтов и надписей. Так что даже эмблему «Nike» на кроссовках заклеивают.

- В нашей команде три человека, – объясняет художник по гриму проекта «Мастер» Юлия Собинова. – Каждый отвечает за свой блок работы, например, специалист по гриму на площадке находится рядом с артистами на протяжении всех съёмок, поправляет грим между дублями, а в полевых условиях поправки по гриму необходимы каждые 10-15 минут.

2020.10.26_master_series_9

Фото: Аслан Айдинян

Тут же подходит реквизитор Артём:

- Те, кто играют журналистов! Разбирайте бейджики.

Каждый знает своё дело. Всё по расписанию, быстро и чётко, порой строго. Но в целом дружелюбно. Особенно приятно слышать:

- Молодцы, снято. Вы крутые, – по окончании съёмочной смены.

В одном кадре со звёздами!

Попасть под софиты я не надеялась. Однако мою пробу одобрили. Поздно вечером перед очередным съёмочным днём кастинг-менеджер Нина написала: «Режиссёр утвердил ваш ролик». Да! Я всё-таки сыграю журналиста, ведущего телерепортаж, в одной сцене со звёздами российского кино – Анатолием Белым и Олегом Филипчиком!

Надеваю в костюмерной специально привезённое наглаженное поло. Затем иду в ту самую гримёрку на колёсах. Две чудесные доброжелательные девушки колдуют в четыре руки. Одна накладывает грим, другая заплетает косичку-колосок (так практичнее, если на улице сильный ветер), параллельно анализируя внешность с профессиональной точки зрения:

- Кожа хорошая. Волосы тоже.

Пять минут – и я выгляжу, как ведущая с Первого канала. Мастерицы делают несколько фото, чтобы сверяться с первоначальным образом при внесении правок на площадке, и отпускают меня.

2020.10.26_master_series_10

Фото: Аслан Айдинян

Слова реплики повторяла с самого утра. А эпизод с моим участием снимали самым последним – в 20:00. Время поджимает, команда, наверняка, устала. Новый опыт плюс повышенная ответственность – и прямо под камерами, на репетиции начинается мандраж. Не помню слов, нет той бодрой интонации.

- Солнышко, скажи так, как ты говорила в роликах, которые мне прислали, – режиссёр Степан Коршунов напомнил мне о том состоянии уверенности в своих силах, с которым я записывала материал для отбора.

Ободряющая улыбка Белого. Добрый взгляд Филипчика. Ремарка Игоря Петренко, также играющего в фильме, но сейчас стоящего за кадром:

- Иди брать интервью так, как будто ты не знаешь, что тебя попытаются остановить.

И будто бы пропал слепящий свет, «глаза»-объективы камер, таращившиеся прямо на тебя, и «хлопушка», возвещающая о начале съёмок дубля. Погружение в эпизод – полное. Дальше – как по маслу.

2020.10.26_master_series_11

Фото: Аслан Айдинян

И, наконец, эйфория: «Я смогла».

- Ну, ты даёшь! – с поздравлениями подбегают ко мне коллеги по массовке.

Интересно, попадёт ли отснятый с нашим участием материал в итоговую версию фильма? Увидим, когда сериал «Мастер» выйдет на канале НТВ.