Супруги Николай и Нина Зотовы (Волгоград) и их дочь Галина Лёгкая (Москва) – авторы уникальной выставки «Магия Африки», не раз экспонировавшейся в городах России. Художники рассказали, чем их вдохновляет колыбель человечества и как они передают любовь к ней через свои картины.
Николай Зотов о ярких цветах африканской действительности, особенностях местной живописи и своём художественном языке:
«Африку было видно с высоты полёта птиц. Внизу – зелёно-желто-оранжевый разноцветный ковёр, квадраты, напоминающие лоскутное одеяло, сразу вызывающие восхищение, радость. Африка – это сплошное многоцветие: улицы, древняя архитектура, лавочки, базары, яркая одежда марокканцев. И, естественно, я, как живописец, люблю яркие цвета, их сочетание. Все люди в Африке раскрепощены, и невольно тоже начинаешь вести себя свободно, легко, естественно. Искусство Африки называют наивным, примитивным. Но это не совсем так – у него глубочайшие древние корни, свой язык. Африканские мастера умеют выделить главное и опустить детали. У них свой язык символов, знаков».
«В основном для выставок я выбираю своеобразный язык – технику скульптурной живописи. Африканские мастера вырезали свои двери, используя твёрдые породы дерева. Подобную технику я использовал и для выполнения своих работ: сначала композиция вырубается на деревянной плите, потом я приступаю к живописному исполнению работ, в основном, масляной живописью. Я себя иногда называю, Николай Вырубель: есть художник Врубель, а я Вырубель».
Нина Зотова о влиянии художников-аванградистов, глубине культуры народов Африки и находках, привезённых из путешествий:
«Мы были увлечены авангардом ещё в то время, когда он был запретной темой. Любя Пикассо, Модильяни, Джакометти, Матисса, мы поняли, что Африка явилась для них питательной средой. Ведь Африка – колыбель человечества, и, естественно, по сей день это необыкновенная культура, которой нет нигде в мире. Так что Африкой мы заинтересовались давно, ещё в юные годы. Потом появилась возможность поехать туда, писать там картины, собирать коллекцию артефактов (наши друзья оказали нам такую любезность – показали нам города своей страны, все самые интересные места), и по приглашению посольства в рамках диалога двух культур провести персональные выставки в столице Марокко – Рабат, в старинном городе Фесе и в Касабланке».
«Наши выставки являются уникальными, потому что рядом с нашими произведениями соседствуют подлинные артефакты из стран Южной и Центральной Африки, которые мы приобретали в Марокко. Получается органическое пространство, которое мы так и называем – магия, потому что Африка оказала на нас именно магическое воздействие».
«Эта культура ни с чем несравнимая. Привлекает свобода в творческом самовыражении африканского мастера. Искусство окружает вас со всех сторон, оно не оторвано от быта. Они не ограничены никакими канонами! Африканский мастер раскрепощён. Но он хранит традиции старых мастеров. Все вещи каким-то странным образом одухотворены, и это очень интересно».
«На мою технику повлияли города Марокко: у каждого – определённый колорит. Касабланка даже в самом названии несёт белый цвет. Марракеш – красный город, Фес – бежевый город, Шевшаун – голубой город. То есть здания в этих городах разрешено красить только в белый, красный, бежевый или голубой цвет. Я график, мои работы выполнены в технике сухой и масляной пастели, в акриловой и темперной технике. При помощи этого материала можно делать быстрые, небольшие зарисовки. У меня несколько эскизный подход, чтобы успеть отобразить наиболее сильные впечатления, оставленные в душе этими городами».
«Не собирать коллекцию африканских артефактов нельзя. Перед поездкой в Африку мы побывали на выставке художников Звягиных в Москве, и пришли в восторг от их богатой коллекции. И когда мы на африканских развалах увидели те же самые произведения искусства, естественно, что нам захотелось их приобрести. Потом у нас на крутых виражах Атласских гор возникла идея начать тоже собирать африканскую коллекцию. Наши друзья, пригласившие нас в Марокко, поддержали эту идею, научили нас торговаться: ты никогда не должен показывать, что ты увлечён, что глаз горит – в таком случае торговцы никогда не сбавят цену! Это были целые спектакли, которые разыгрывались на базарах: торгуясь, ты оказываешь уважение».
«Мысли о собственном музее есть. Но для этого нужны средства, а они ушли на коллекцию, и продолжают уходить».
Галина Лёгкая о первом впечатлении об артефактах из Африки, рассказах родителей и приверженности классическим техникам живописи:
«Моя любовь к Африке началась после посещения выставки-коллекции Звягиных, которая проходила в Москве. Там как раз я и познакомилась с артефактами из Африки: ритуальными масками, предметами быта. И после этого мне захотелось изобразить то, как я это вижу, пропустив через себя. В Африке, о которой рассказывают родители, я не была – вдохновлялась рассказами, фотографиями».
«Моя техника живописи вполне классическая – на холстах, маслом. На выставке представлены два этапа работы над темой Африки. Первое – каноничное изображения масок, выполненных пастозно – плотными, рельефными мазками мастихином. Вторая серия работ – это эмоции и впечатления. Они абстрактны и экспрессивны. Техника выполнения стихийна – это льющаяся эмаль, разбрызгивание красок с последующей тщательной проработкой маслом. В некоторых работах использована техника золочения поталью».