Заботливые руки – для памятников истории и культуры
Дата: 20 июня 2021 Место: Астрахань Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

В Астрахани нашли способ привлечь внимание общественности к проблемам исторически значимых зданий и даже целых территорий. Научно-производственное учреждение «Наследие» и региональная служба государственной охраны объектов культурного наследия организовали недельную серию волонтёрско-просветительских мероприятий длинной в неделю. 

Десятки мешков мусора

В первую очередь в программу вошло три субботника. Сначала – на двух городских памятниках архитектуры: Благовещенский монастырь, построенный во второй половине XIX века (ул. Калинина, 13), и Персидская мечеть 1859 года (ул. Зои Космодемьянской, 70). В общей сложности здесь трудились порядка 50 человек в течение шести часов. Погрузившись в атмосферу с помощью исторических экскурсов, участники собрали и вывезли мешков 20 мусора и сухих веток.

А уже на следующий день был осуществлён выезд на окраину Астрахани – в село Новолесное Трусовского района, на вновь выявленный археологический объект. Перед стартом зачистки территории от мусора учёные провели волонтёрам мастер-классе по разбивке археологического раскопа.

Завершилась серия событий экскурсией по дому Меркульева (ул. Свердлова, 37) в рамках проекта «Открытая Астрахань». Он знакоимит любознательных горожан со старинными зданиями, в которые не попадёшь просто так.

Собрались все вместе

Субботники поддержали будущие архитекторы, юные археологи и просто неравнодушные к прошлому региона. Оказалось, в Астрахани есть даже группы людей, сотрудничающих со службой госохраны памятников на постоянно основе, например, патруль студентов Астраханского архитектурно-строительного университета.

Расчищали завалы под руководством научных сотрудников «Наследия» и Астраханского музея-заповедника, строго соблюдая технику безопасности – убирать территорию, сам памятник не трогать.

Помимо молодёжи, подключились и местные предприниматели. Они помогали как средствами, приобретая необходимый для уборки инвентарь, так и руками.

- Моя задача – обпилить сухие ветки деревьев, растущих за стенами Благовещенственого монастыря, – делится, ловко орудуя бензопилой, Никита, сотрудник фирмы «Росстрой». – Мне важно внести свой вклад, ведь это архитектурное наследие, наше прошлое, без которого нет настоящего.

В честь важных праздников

События приурочили к двум праздникам специалистов по охране наследия – Всероссийскому дню заботы о памятниках истории и культуры, а также Международному дню памятников и исторических мест (другое название – День всемирного наследия). Его учредило одно из структурных подразделений ЮНЕСКО, чтобы привлечь внимание общественности к теме защиты и сохранения историко-культурных жемчужин.

Организовывая прошедшую акцию, астраханское охранное ведомство ставило перед собой такую же цель. Ведь в регионе находится 890 объектов культурного наследия, из них 141 – федерального значения (43 памятника архитектуры, 98 объектов археологии) и 749 – регионального.

- Разные люди собираются и делают одно дело, общаются, контактируют, изучают историю... Это не только осязаемая польза, но и духовная. Это почва для дружбы ради сохранения и исследования нашего наследия, – считает начальник отдела переданных полномочий службы госохраны объектов культурного наследия Астраханской области Елена Касимцева.

В подобном масштабном формате Всероссийский день заботы о памятниках истории и культуры в Астраханской области отметили впервые.

Объект №1. Благовещенский монастырь: возрождение утерянной обители

Больше 70 лет Благовещенский монастырь находился в распоряжении военнослужащих. Разговоры о его возвращении верующим шли давно, и вот, в начале апреля 2021 года, дело довели до логического завершения. Впереди – реставрация.

- В канун Благовещения Пресвятой Богородицы удалось передать объект исторического наследия – Благовещенский монастырь – в ведение Русской православной церкви. Для Министерства обороны РФ это было непростое решение, связанное с дополнительными затратами. Теперь военный комиссариат, занимавший монастырь с 1949 года, передислоцируется в здание Каспийской флотилии, – сообщил глава региона Игорь Бабушкин.

Радостной вести предшествовала большая работа и руководства региона, и Астраханской епархии – нынешних собственников объекта. Огромную роль сыграло и само Минобороны РФ: процедура передачи монастыря шла при содействии министра Сергея Шойгу и его заместителя Тимура Иванова.

- Это очень важный шаг для сохранения данного объекта, для восстановления монастыря и тех храмов, которые находились на его территории. Часть работ стартует почти сразу после субботника, – уверяет руководитель региональной службы госохраны памятников Алексей Агеев.

Благовещенский (Ново)девичий монстырь на этом месте появился в XVIII веке, а ещё раньше здесь находился Вознесенский мужской монастырь. Он был первым церковным строением за пределами кремля и Белого города. Таким образом, архитектурный комплекс формировался с XVI по XX век. Одна из его архитектурных особенностей – стены, выполненные в русском кирпичном стиле: декор формируется не из лепных украшений и штукатурки, а из кирпича. На рубеже XIX-XX веков в монастыре шло масштабное строительство, в результате чего комплекс обзавёлся новой колокольней.

До наших дней в нетронутом виде, к сожалению, дошла лишь небольшая часть строений. Стены и башни монастыря отреставрировали к 450-летию Астрахани. А в 2012 году по старым чертежам восстановили колокольную, разрушенную в 30-х годах. Действует одна из двух существовавших часовен – часовня Святителя Николая. А вот два храма утеряны, также, как большинство корпусов и келий.

Если войти на территорию монастыря через ворота на улице Калинина, слева можно увидеть обгоревшее старинное здание. Оно пострадало в пожаре 2016 года, случившемся из-за проблем с электропроводкой. Это и есть один из корпусов. С него, как рассказали в службе госохраны памятников, и начнётся реставрация.

Татьяна Цитман, декан архитектурного факультета Астраханского государственного архитектурно-строительного университета:

- Благовещенский монастырь важен не только с исторической точки зрения. Это градостроительный акцент. Мне бы хотелось, чтобы эта территотория была возрождена и как религиозный объект, и как некое общественное, музейное, культурно-просветительское пространство, куда люди могли бы свободно приходить, гулять, любоваться красотой.

В 2020 году наш институт разработал проект воссоздания Благовещественого монастыря. В проекте мы предложили ряд интересных идей. Например, раньше на территории монастыря был святой источник. Мы его интерпретировали, сформировали вокруг него площадь с фонтаном и закрытой купелью.

В целом, наш монастырь ещё неплохо сохранился. Его можно привести впорядок. В Москве, в Новгороде есть примеры, когда восстанавливали монастыри и в гораздо худшем состоянии.

Объект №2. Персидская мечеть: там, где гостил шах Насреддин

Раньше Персидская мечеть была архитектурной доминантой заканальной части Астрахани. Огромный купол по середине, четыре минарета по углам... Ныне от былого величия не осталось и следа.

На солнце блестит оцинкованная крыша. Стены со всех четырёх сторон прорезают глубокие трещины, некторым из них уже по полвека. Внутри – следы от пяти страшных пожаров: выгоревшие помещения, обрушившиеся деревянные балки. Первый случился, когда отсюда из-за аварийного состояния здания съехал последний арендатор, медицинский центр.

- После закрытия в 30-е годы Персидская мечеть была передана швейному объединению, – комментирует предприниматель, краевед-любитель и фотограф Эльдар Абасов. – На первом этаже располагались слесарные мастерские. А это огромное, полноценное станкостроительное оборудование. Оно и стало основной причиной нынешнего плачевного состояния мечети. Вибрация от станков вкупе с пристроем и лестницей, ведущей на второй этаж, «потянули» здание. Оно признано критично аварийным. Эксплуатировать его не представляется возможным. В полном бездействии – двенадцать лет. Да что там эксплуатировать… Его даже реставрировать без частичной разборки стен практически невозможно.

Когда-то Персидская мечеть была центром притяжения, если так можно выразиться, звёзд своей эпохи. Выступая на субботнике перед волонтёрами, историк и краевед Сергей Львов огласил два доселе неизвестных факта.

Первый касается автора здания. Как выяснилось, архитектор мечети – знаменитый мастер Александр Францевич Шимановский. Для нас, людей XXI века, это совершенно неизвестное имя, но тогда, в веке XIX, это был едва ли не первый архитектор империи. Такие данные способны перевернуть историю архитектуры Астрахани. По крайней мере, историческую справку мечети теперь точно надо переделывать, и, конечно, значимость объекта во сто крат увеличивается.

- Шимановский был номер один в своём выпуске Института инженеров гражданского строительства в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник, генерал-майор, потомственный дворянин, поначалу один из главных архитекторов Санкт-Петербурга, – рассказывает Серегй Львов. – Представьте себе, Шимановский отвечал за оформление убранства стлицы империи к коронации Александра II. И за проект Здания городской думы – выдающееся строение на Невском проспекте. Но потом был чуть ли не сослан в Астрахань и провёл здесь десять лет.

Второй факт: в 2023 году – 150 лет посещению Астрахани иранским шахом Насреддином. Событие из ряда вон выходящее. Никогда ни до, ни после иранские шахи не приезжали на нижнюю Волгу. Восточный правитель заехал сюда по дороге в Вену. В своих мемуарах, до сих пор не переведённых до конца, он поделилися впечатлениями и о Персидской мечети.

- Именно во время этого визита шах Насреддин впервые в жизни увидел казаков. Они были приставлены к нему в количестве двух взводов – в парадной форме, с шашками наголо. И это послужило причиной основания придворной казачьей стражи, – продолжает Львов. – Наряду с прочими объектами Насреддин посещает Персидскую мечеть. Потом на главном фасаде, на деревянной доске, специально написали строку из Корана, посвящённая визиту шаха в Астрахань. Осматривая внутреннее убранство мечети, Насреддин вошёл в классы, где юные ученики изучали арабское правописание. Один из них, наиболее ловкий и смышлёный, тут же по заданию муллы взял перо и вывел искуснейшую арабскую вязь, чем приятно поразил шаха. И тот преподнёс мальчику ценный подарок. Какой? Ещё предстоит узнать, когда завершится перевод мемуаров.

Примерно в 2019 году мечеть передали в собственность Региональному духовному управлению мусульман Астраханской области. О точных сроках восстановления объекта говорить пока не приходится, нужны колоссальные вложения.

Объект №3. Городище Хаджи-Тархан: а Золотую Орду и не заметили!

В феврале 2021 года в городских пабликах стали выкладывать пугающую информацию: на окраине Астрахани, в посёлке Новолесное, вся земля усеяна человеческими костями. Археологи забили тревогу: разрушается археологический памятник!

Сразу же выехав на место, учёные поняли: культурный слой относится к XIV-XV веку, это золотоордынский город Хаджи-Тархан. Изыскания там, где он предположительно располагался, ведутся ещё с XIX века. Когда в 1960-х годах строили Астраханский целлюлозно-картонный комбинат, тоже организовывали раскопки.

- Это был не очень обычный город. Проблема в его локализации, – объясняет старший научный сотрудник Астраханского музея-заповедника Дамир Соловьёв. – Хаджи-Тархан представлял собой огромное количество усадеб, раскиданных на огромном расстоянии вдоль Волги, начиная с села Солянка и выше. Его ценность в том, что в некотороном отношении он – предшественник Астрахани. О Хаджи-Тархане известно с XIII века и, согласно одной из версий, Астрахань берёт своё начало отсюда как минимум по наименованию.

Памятник повредили, когда закладывали траншею под газопровод.

- Строители обычно не обращают внимание на такие вещи, хотя должны, – сетует Соловьёв. – Согласно закондательству, перед крупными земляными работами нужно проводить историко-культурную экспертизу.

До приезда волонтёров территория больше походила на свалку. Теперь же археологи, получив разрешение на раскопки, сразу смогут приступить к своим прямым обязанностям. Разгребать завалы им не уже не придётся.

- Среди мусора мы нашли порядка 30 артефактов, – подсчитывает начальник отдела археологии НПУ «Наследие» Татьяна Гречкина. – Вот ручка от золотоордынского кувшина, очень большого. А вот стенка сосуда, снаружи для красоты покрытая ангобом – тонким слоем хорошо промешанной подкрашенной глины. А это – кирпич-плинфа, характерный для золотоордынского периода, плоский, квадратный.

На кирпиче – отпечаток человеческой ладони. Эдакий привет из глубины веков.

- Ещё рукой иногда проводили так, чтобы получались полосы. Тем самым мастер убеждался: масса схватилась, спрессовалась. Хотя, возможно, загадочные отпечатки – финальный штрих для красоты, – предполагает Татьяна Гречкина. – А вообще, на таких кирпичах можно много чудес увидеть, например, лапки животных или птиц. Заготовки ведь лежали, сушились на солнце. Нет-нет, да и пробежит кто-то.

Другая интересная находка – целая кладка из плинфы под современной бетонной плитой. Во многом благодаря плите остатки города конкретно на этом участке и дошли до наших дней. Она законсервировала – закрыла от внешнего воздействия – всё, что снизу.

К распкопкам археологи приступят уже летом (время терять нельзя!), и длиться они будут два месяца. Все изыскания оплатит фирма, нарушившая культурный слой.

- Заложим раскоп длиной около 800 метров, шириной – около 4 метров. Также обойдём всю гряду, сделаем шурфы, чтобы понять, где ещё есть культурный слой, – показывает далеко за горизонт, в сторону реки Дамир Соловьёв.

Ожидают увидеть картину типичного средневекового города: склепы, дома, хозяйственные ямы, возможно, горны для обжига строительного материала.

Территория в Новолесном уже поставлена на учёт как выявленный памятник. С апреля она находится под охраной, и больше никто ей не сможет нанести вред. По результатам археологических раскопок будет приниматься решение о присвоении объекту статуса памятника федерального значения.

Алексей Агеев, руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области:

- При проведении раскопок мы постараемся как можнно меньше беспокоить жителей Новолесного. Впрочем, может быть, людям будет даже выгодно, чтобы рядом родилась археологическая сенсация – это сулит и туристический поток, и развитие инфраструктуры, и повышение стоимости земельных участков.

Однако проживание вблизи памятников археологии накладывает и обязательство быть более внимательными и аккуратными при хозяйственных работах и сообщать нам об обнаружении исторически значимых объектов у себя во дворах. Некоторые опасаются это делать. Но причин для беспокойства нет. Все нюансы регулируются законодательно, а наши специалисты всегда готовы проконсультировать граждан.

Объект №4. Дом Меркульева: в гостях у братьев-купцов

Гуляя по двору дома Меркульева и внимательно глядя на кирпичную кладку, можно заметить штемпели «Меркель» и «Керамик». Компания «Керамик» принадлежала самим братьям Меркульевым, известным на всё Поволжье купцам.

Сначала Меркульевы занимались солью, нефтью, а также развитием пароходства. Своё товарищество они учредили в 1887 году. К 1907-му предприятие выросло в акционерное общество «Океан», а затем и в крупный концерн, объединивший целый ряд компаний, в том числе – «Керамик». Не удивительно, что строительство своего семейного гнезда в самом сердце Астрахани коммерсанты заказали у одного из лучших архитекторов за всю историю Астраханской губернии – Адама Сигизмундовича Малаховского.

Заказчики были людьми, умеющими тратить деньги разумно. Поэтому вкладываться в декор чрезмерно не стали. В итоге получилось хорошо собранное, соразмерно сконструиированное, основательно построенное здание, которое простоит ещё не одну сотню лет. Особенно красиво оно смотрится с фасада: две калитки, ворота с металлическими вазонами и чугунные балконы…

- Это литьё вызывает восхищение у гостей города. В Санкт-Петербурге, в Самаре подобные вещи есть, но не сплошь. В Астрахани же – что ни старинный дом, то с балкончиком. В губернии было несколько заводов, производивших чугунное литьё и конструкции для выполнения городских зданий, – погружает всех в часовое путешествие по дому Меркульева Раиса Захарова, искусствовед, культуролог, специалист по истории градостроения и архитектуры.

Первый этаж был служебным, тут располагалась контора Меркульевых, а также всё, что обеспечивало жизнь семьи (кухни, склады и буфеты).

- Вы только посмотрите, как грамотно было организовано пространство. Хозяйственная жизнь нисколько не мешала жизни семьи, – замечает экскурсовод.

Гости дома плавно перетекают к парадной лестнице. Обо всём здесь Раиса Алексеевна говорит с большой любовью:

- Иногда кажется, что лестничные пролёты старинных зданий Астрахани похожи один на другой. Ничуть не бывало. Рисунки отличаются. Здесь стилистика ренессансная. И даже родные дубовые перила сохранились! Это очень важно для нас: как правило, это первое, чего лишаются все лестницы.

Второй этаж с четырьмя сквозными комнатами (у архитекторов это называется анфиладой) хранит главное богатство дома – зал с шикарным потолком, отделанным лепниной. Когда-то это было центральное место для семьи. Отворялись все двери, и начинались торжества…

- Архитектор решил немного пошалить. Добавил элементы рококо. Посмотрите, какая купеческая пышность, – говорит Раиса Захарова. – В 90-е годы потолок был раскрашен в разные цвета. Решили, видимо, что так будет креативно, радостно: цветочки – розовым, веточки – зелёным. Такая детская раскраска. Очень светлая, солнечная, но при этом не соответствующая органике здания.

Теперь потолок белый, а стены жёлтые. Чтобы выяснить, как было на самом деле, нужно делать шурфы, разыскивать архивные фотографии. Но точно ясно: никакой краски на стенах не было, скорее всего – дорогие тканевые обои или же бумажные. А вот паркет сохранился исторический – наборный, дубовый.

Затем по чёрной лестнице попадаешь в антресоли – комнаты для семьи и прислуги, закрытые спальные помещения. Всё скромно и уютно. На некоторых окнах сохранились изначально установленные ручки, щеколды и даже внутренние ставни, характерные для многоэтажных зданий старой Астрахани.

- Астрахань нужно разглядывать. Важно увидеть детали. В деталях вырисовывается образ. И ты понимаешь: а ведь есть, что любить! Надо смотреть внимательно, и красота откроется, – рассуждает Раиса Алексеевна, любуясь с высоты двором усадьбы.

За спиной у неё – уже не спальня кого-то из Меркульевых, а учебный класс. Теперь в купеческом доме – Центр детского научно-технического творчества.

Сигизмунд Малаховский создал для Меркульевых гармоничную в своей скромной красоте городскую усадьбу. Большой двор делился на сад и хозчасть, где со вкусом были решены даже технические объёмы, например, ныне заложенная арка заднего двора. Весь комплекс признан объектом культурного наследия федерального значения.

И главное – чтобы дети, здесь занимающиеся, понимали, в каком важном для Астрахани и всей страны месте они находятся, какой мощный эстетический заряд получают от этого дома. И чтобы относились к наследию, к счастью приходить сюда, в отличие от экскурсантов, в любое время бережно и с уважением.