Сыграть в «Женитьбе» Гоголя
Дата: 17 июля 2021 Место: Астрахань Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

Чтобы прикоснуться к актёрской профессии, взрослым, когда-то мечтавшим о театре, теперь не обязательно менять сферу деятельности. Можно превратить актёрство в удивительное, интересное хобби! В Астрахани действует несколько театральных студий, где работают не только с детьми. Чем всё закончится, если записаться в одну из них?

2021.07.17_marriage_gogol_1

Фото: Андрей Фунин

У страха глаза велики

Однажды я брала интервью у художественного руководителя Астраханского ТЮЗа, замечательного постановщика и актёра Сергея Тараскина. И в конце беседы решила поделиться с ним своей давней мечтой об актёрстве. Сергей Владимирович посоветовал обратиться в «Театральную мастерскую» – эта студия родилась в стенах Астраханского ТЮЗа, затем став самостоятельным проектом.

Как оказалось, мастер здесь, ни много ни мало, режиссёр ТЮЗа Андрей Радочинский, автор многих любимых горожанами всех возрастов спектаклей. Я заочно знала его как очень опытного, глубокого и талантливого деятеля искусства.

«Эх, наверное, учиться у него – огромная удача и счастье», – грустно подумала я. Неверие в свои силы и банальный страх отодвинули реализацию мечты на долгих два с лишним года.

Первый гонорар – на учёбу

Только в октябре 2020-го я, наконец, записалась на первый уровень курсов актёрского мастерства. Подтолкнули меня к этому съёмки в сериале «Мастер» о легендарной гоночной команде «КАМАЗ-мастер». Часть фильма снимали в Астрахани, и я не надеялась, что попаду хотя бы в массовку, а в итоге… прошла отбор на эпизодическую роль журналистки.

Всем актёрам-массовикам платили гонорар. Правда, озвучить сумму не могу: мы подписывали договор, одним из пунктов которого значилось обязательство не разглашать её. Скажу лишь, что некоторым гонорар показался слишком маленьким, но я сочла его вполне приемлемым поощрением. Тем более, что изначально ехала не за деньгами, а за опытом.

И я уже заранее знала, на что потрачу свои первые деньги, заработанные актёрским ремеслом: добавлю недостающую часть и оплачу курсы в «Театральной мастерской» (средняя стоимость обучения в театральных студиях Астрахани составляет порядка от 3 до 4 000 рублей в месяц).

Кстати. Театральные курсы для взрослых участников в Астрахани есть не только в «Театральной мастерской», но и в театре «Диалектика». Ну а те, кто всё-таки захотели потом, после курсов или первых спектаклей, получить профессиональное актёрское образование, могут сделать это в Астраханском училище культуры и Астраханской консерватории.

2021.07.17_marriage_gogol_2

Фото: Андрей Фунин

Этюды из жизни инопланетян

На вводной лекции руководитель студии, тоже член творческого коллектива ТЮЗа актриса Наталья Захарова, рассказала нам о пяти китах актёрской профессии. Они же – путь к внутренней свободе, столь важной в мастерстве актёра. Это умение переключать внимание (есть три круга: малый, средний и дальний), хорошая память, контакт с партнёром по сцене (никакой зацикленности на себе!), развитая фантазия и вера в предлагаемые обстоятельства.

А дальше – практика, практика, практика под руководством Андрея Николаевича Радочинского. Всё, что мы делали в следующие несколько месяцев, со стороны, наверное, казалось, как минимум, странным (например, мы разыгрывали импровизационную сценку из жизни инопланетян). Но все до единого упражнения были посвящены одной цели – обретение внутренней свободы через отработку каждого из пяти базовых навыков актёрской профессии.

Примеры упражнений, которые выполняют в театральных мастерских и которые можно делать и самостоятельно дома – в целях саморазвития:

расслабление и напряжение всего тела и его отдельно взятых частей – как разом, так и постепенно под счёт (это помогает почувствовать свой организм и научиться сбрасывать напряжение, вызывающее различные зажимы, зажимы – те самые враги, из-за которых у нас начинают дрожать руки и срываться голос в самые ответственные моменты);

«кинолента видения» – в мельчайших подробностях вспомнить день (работает наблюдательность, осознанность);

свободные танцы (не дёргаться под ритм – это самообман, – а понять, что глубинного вызывает включённая случайным образом музыка и отразить это в действиях);

представить ситуацию и «прожить» её (например, пройти по воображаемому навесному мосту) или разыграть этюд с предметом (скажем, стул), пофантазировав, какую функцию он мог бы выполнять (стул может стать хоть конём, хоть сундуком);

произносить фразу «Не хочу, не буду!», лёжа на полу и тарабаня по нему руками и ногами (начав с минимального уровня – шёпота – выйти на максимально возможный).

Самым сложным, но и интересным были домашние задания: мелоимитация (подготовить исполнение любой песни под фонограмму, а затем показать номер перед всеми остальными учениками) и создание одиночных – то есть рассчитанных на одного актёра, на самого себя, – учебных этюдов (небольших сценок) на заданную тему, а затем их демонстрация коллегам.

Сцена как путь к себе

В нашей группе было не более десяти человек, и это тут случай, когда отсутствие массовости – большой плюс. Удавалось всё подробно проработать. И каждое новое задание было для нас выходом из зоны комфорта.

Курс рассчитан на два месяца, по два-три занятия в вечернее время – после работы. Но, тем не менее, не всегда все участники нашей группы успевали прийти, и тогда занятия не отменялись совсем, а просто переносились на более удобное время. Так что сертификаты об окончании об обучении мы из-за собственных пропусков получили немного позже – не до Нового года, а после. Впрочем, это не так важно.

2021.07.17_marriage_gogol_3

Фото: Андрей Фунин

Естественно, за такой короткий срок профессию актёра не освоишь. Нашей главной целью было улучшить своё качество жизни через самосовершенствование – научиться принимать себя, убрать зажимы, наладить контакт с собственным телом.

«Заслуженные» и «народные»

Перед стартом курсов я обещала себе: если буду довольна результатом, продолжу погружение в актёрскую тему, если же нет – навсегда забуду о ней как о детской прихоти.

- Я всё больше и больше чувствую эту свободу – свободу быть собой и выражать эмоции, – сказала я на вручении сертификатов об окончании обучения.

Да ещё и наш педагог отметил несколько моих этюдов, как «весьма неплохие». И я сделала следующий шаг – весной 2021 года, как только объявили набор теперь уже в группу постановки спектакля, написала в театральную студию: «Я с вами».

В апреле того же года «Театральная мастерская» отмечала двухлетие капустником в «Доме актёра». За это время через нее прошло несколько десятков взрослых астраханцев (не говоря уже о детях), и все они имеют возможность принимать участие в любительских постановках, которые несколько раз в год готовит мастерская.

- У нас есть народные артисты – это те, кто участвовал в спектаклях три раза. А есть заслуженные – те, кто больше трёх, – шутил Андрей Николаевич.

Ещё цитаты режиссёра Астраханского ТЮЗа, педагога «Театральной мастерской» Андрея Радочинского об актёрском мастерстве:

«Эмоции должны выражаться и быть адекватны ситуации»;

«Театр – это возможность прожить самые разные жизненные обстоятельства, спектакль – это событие, меняющее и актёра, и зрителя»;

«Мы не изображаем и не играем – мы живём в воображаемых предлагаемых обстоятельствах».

2021.07.17_marriage_gogol_4

Фото: Андрей Фунин

Лучшие диалоги из классики

Итак, середина марта. Все мы собрались на установочную встречу в зале «Театральной мастерской». Труппа сформировалась небольшая – пять человек. Причём так совпало, что двое парней – Денис и Иван – в нашей группе постановки спектакля были опытными актёрами-любителями. Трём девушкам же – я, Анастасия и Ольга – предстояло выйти на сцену впервые.

Режиссёр Андрей Николаевич Радочинский предложил воплотить идею, которую сразу все поддержали: сделать спектакль на основе трёх отрывков из классики драматургии – пьес «Не убий» Леонида Андреева, «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова и «Женитьба» Николая Васильевича Гоголя. В качестве исходного материала было выбрано по одному яркому отрывку из каждой пьесы, представляющему собой диалог главных героев. В итоге складывается спектакль, состоящий из трёх самостоятельных картин. Название, соответственно, «Классические диалоги».

Нам зачитали отрывки. И попросили подумать: есть ли желание сыграть этого персонажа, откликается ли он в душе? При этом кому кого предлагают сыграть, объявляли уже после прочтения сценария.

Стать купеческой дочерью

Отрывок из «Женитьбы» Гоголя, когда купеческая дочь Агафья Тихоновна вместе с тётушкой и свахой выбирала себе жениха, сразу вызвал у меня желание скорее взяться за работу над образом. Я подумала: наверное, под Агафьей Тихоновной имеют ввиду меня. Так и вышло.

Агафья Тихоновна, при всех её странностях, показалась мне очень симпатичной героиней, в чем-то близкой мне самой. И чем больше мы работали над спектаклем, тем больше я понимала и принимала её, влюблялась в этот образ. И вместе с тем узнавала важные вещи и о себе. Это было удивительное время творческого поиска. Как мне показалось, и остальным ребятам тоже очень шли их роли, они в них были очень органичны.

На протяжении трёх месяцев два раза в неделю после работы я мчалась на репетиции, несмотря на усталость.

2021.07.17_marriage_gogol_5

Фото: Андрей Фунин

На языке действий

В качестве домашней проработки после установочной встречи мы должны были прочитать целиком все три пьесы, уделив особое внимание своему исходному материалу – попробовать проанализировать мотивы и чувства свих персонажей, составить их психологические портреты.

В течение первых репетиций мы с Анастасией (тётушка Агафьи Тихоновны) и Ольгой (сваха) бесстрастно (чтобы ненароком не заучить непродуманную интонацию) читали текст вслух по ролям, разбирая содержание – буквально каждую строчку – с точки зрения психологии.

- Язык театра – это язык действий. Иначе не выразить свои чувства, эмоции, – повторял нам Андрей Николаевич.

Как чувства героев находят отражение в действиях? Вот главный вопрос, на который мы искали ответ. Когда он разрешился, мы начали «нанизывать» на слова идеально подходящие жесты, реакции, поступки. На этом этапе поиска режиссёр призывал пробовать самые разные варианты, вплоть до абсурдных, и различными заданиями помогал нам в этом.

- Я могу сказать вам, как и что сыграть, но я хочу, чтобы вы нашли это сами, – пояснял он.

2021.07.17_marriage_gogol_6

Фото: Андрей Фунин

Так моя Агафья Тихоновна стала не просто сидеть и гадать на картах в самом начале картины, а вбегать в комнату с радостным криком о том, что ей выпал завидный жених. А ещё ей предстояло танцевать вальс под прекрасную музыку, пока тётушка читала нотации.

«Агафья Тихоновна, шире реакции!»

Третий месяц ушёл на шлифовку найденных решений. А за две недели до премьеры мы переместились из «Театральной студии» туда, где мы должны были представить на суд зрителей наши «Классические диалоги» – в «Дом актёра». В ходе заключительных репетиций мы соединяли три самостоятельных картины в единый спектакль с помощью переходов и, собственно, переносили всё ранее наработанное на сцену.

2021.07.17_marriage_gogol_7

Фото: Андрей Фунин

И вот – 15 июня 2021 года! Долгожданная премьера. Она назначена на 19:00, мы прибыли в 17:00 – за два часа. Предварительно я сделала макияж и причёску у профессионального стилиста. Мы ещё раз прогнали весь спектакль, и все вместе решили, что больше репетировать не будем. Отправились в гримёрки готовиться и настраиваться.

Андрей Николаевич дал заключительный общий совет:

- Спасение в партнёре, как только вы его теряете, начинается фальш.

Это к слову о том, почему на сцене нельзя зацикливаться на себе – возвращаемся к началу обучения, у пяти китам профессии и к важности базовых упражнений.

Затем – рекомендации каждому из актёров.

- Агафья Тихоновна – шире реакции, шире оценки. Не бойтесь проявлять эмоции, – сказал мне режиссёр.

Волнуются даже звёзды

Впервые выйти на сцену очень волнительно. Однако, помня о том, что переживают даже самые опытные и известные актёры (более того, многие из них говорят, что без волнения в профессии делать нечего – это показатель безразличия), я взяла себя в руки.

Воркшопы по актёрскому мастерству для взрослых иногда проводит Астраханский театр оперы и балета. Вот несколько полезных упражнений от режиссёра-постановщика театра, выпускницы Театрального института имени Бориса Щукина Илоны Байкиной.

Тренировка на принятие себя: мысленно увидеть себя в зеркале; ответить на вопрос, нравится или не нравится отражение; добиться того, чтобы увиденное внутренним взором стало вызывать симпатию.

Блок упражнений «3D-очки» (учит управлять волнением): визуализировать чёрный экран, потом появляется поле, за ним лес, мост, бабочка, и она раз – и улетает (через неё отпускаем негатив, беспокойство); вновь – чёрный экран, потом переключать его, чередуя с разными предметами и цветами (пример – чёрный экран, красная роза, чёрный экран, лампочка и так далее), фишка в том, что чёрный цвет очень тяжело переключить, в итоге получается очень сильная тренировка навыка переключения в целом (например, из негативных эмоций в конструктивное русло); представить сложную ситуацию, а потом океан, и переключать, как и с чёрным цветом (сложность – океан, сложность – океан), можно применять, опять же, и в повседневности (во время сильного напряжения или по утрам и вечерам отправляться на свой личный океан).

Ещё один способ побороть волнение: понять, где в теле «сидит» эта эмоция (она может выражаться как зажим в области спины, шеи или любой другой части тела), визуализировать своё волнение и начать переключать внутренние «режимы» (волнение – океан, волнение – океан); или просто мысленно входить в воду и представлять, как она забирает страхи.

По окончании «Классических диалогов» зрители щедро одарили нас аплодисментами и цветами. «Мы ведь всего лишь любители. Почему нам так хлопают?» – мысленно недоумевала я и одновременно радовалась от того, что всё получилось.

2021.07.17_marriage_gogol_8

Фото: Андрей Фунин

Андрей Николаевич сказал, что мы всё сделали без помарок и передали образы именно такими, какими они и задумывались. А ещё отметил, что за три месяца удалось всё детально продумать.

Я не дала погибнуть старой мечте, и от этого стала свободнее, увереннее в себе. Актёрское мастерство – это хобби, развивающее внутренний мир, дело, буквально вырывающее из серости и рутины повседневности и разукрашивающее жизнь новыми яркими красками. И, кто знает, может быть, для кого-то занятия в школах актёрского мастерства станут трамплином к карьерным вершинам в кино или театре. Дерзайте!