Астраханка решила познакомить горожан и гостей города с лучшими образцами местного зодчества, объединив их в туристический маршрут. Презентация большой экскурсии по Астрахани деревянной может состояться уже в нынешнем году.
Фото: minkult.astrobl.ru
Сохранились целые кварталы
Научный сотрудник отдела истории Астраханского музея-заповедника Наталья Власова сама выросла в деревянном доме на Свободном посёлке: его построили ещё бабушка с дедушкой, взяв ссуду через год после свадьбы. Власовы берегут своё, по выражению Натальи, «фамильное имение». А сама девушка мечтает, когда тоже обзаведётся семьёй, о собственном «поместье». Конечно, с деревянным домом.
Фото: личный архив
Отсюда – и неравнодушие к зодчеству, которым, как ни удивительно, богата Астрахань. Ожидаемо увидеть деревянную архитектуру в Томске, Костроме или Нижнем Новгороде, на Русском Севере. Но никак не в каспийской столице России с окружающими её пустынным ландшафтами.
Причём важная особенность Астрахани, в отличие от других городов, где сохранилась деревянная архитектура, – целые квартальные застройки, да ещё сформированные и по национальному принципу (например, армянская, татарская слободы).
Туристы просят!
Сначала Наталья просто фотографировала интересные здания, публиковала снимки в социальных сетях и получала положительные отзывы подписчиков.
- Каждый деревянный объект интересен по-своему, – считает она. – Среди декоративных элементов можно найти региональные особенности – различные символы берегинь, характерные для астраханского региона водные, солярные знаки. Есть моменты, на которые в плане декора в Астрахани больше обращали внимание – на идеи наталкивал климат. А вот зооморфная тематика (различные коньки, птицы) встречаются в городе не часто. Резьба на деревянных домах – это не просто украшение. Это целый культурный код, послание.
Создавать авторскую экскурсию астраханка начала, участвуя во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии в индустрии туризма». Со своим проектом она стала победителем в номинации «Лучший экскурсовод (гид) 2020 года». Доработала идею в 2021-м, когда писала научную статью для Астраханских краеведческих чтений. Одна из целей Наталии – закрыть актуальный туристический запрос.
- Ранее подобного маршрута не было, а люди интересуются. Почти 10 лет я работаю в музее, и мы не ограничены только музейным пространством, показываем и город. И очень часто туристы просят показать именно деревянную Астрахань: о каких-то объектах они слышали, какие-то замечали, гуляя, сами.
И шли по Волге беляны…
Другая цель – привлечь внимание к важности сохранения деревянной архитектуры.
- Ведь это чудо, что она до нас дошла, – рассуждает Наталья. – Спасибо, что в годы Великой Отечественной войны в Астрахани не было боёв как таковых. Нашим соседям повезло гораздо меньше.
Великолепный комплекс музыкального театра, находившийся в парке «Аркадия» и, к сожалению, ныне утраченный из-за пожара – яркий пример того, что в Астрахани интересовались деревянным зодчеством. И это притом, что дерево было привозным, строить деревянные дома было недёшево. Но, тем не менее, их заказывали, и они имели успех.
Среди предполагаемых причин молодой историк называет две. Во-первых, Астрахань была городом путешественников, торговцев – люди ездили по другим городам и брали на заметку то, что их привлекало. А во-вторых, астраханцы оценили практичность дерева: оно надолго сохраняет тепло, что актуально для климата, где жаркое лето сменяет холодная зима с промозглыми ветрами.
Строительный материал привозили на белянах – судах, которые полностью состояли из бруса и по прибытии разбирались и тоже шли на строительные нужды. Резные элементы для многих объектов доставляли уже готовыми.
То, что скрыто от посторонних глаз
В маршрут вошло 11 объектов. Планируется ввести его в музейную практику на постоянной основе.
Составляя программу экскурсии, автор учитывала два параметра: историческая и культурная значимость объектов. Ей был важно показать, что Астрахань, обычно скрытая от глаз туристов, тоже очень красива. Также Наталья Власова тщательно прорабатывала историческую базу, выясняла, кому могли принадлежать здания.
Рассчитана экскурсия на два часа. Эксклюзивность проекта в том, что для туристов стали доступны те здания, которые не охватишь в рамках обычной экскурсии. Ряд интересных архитектурных деталей находится внутри квартальной застройки, и без предварительной договорённости с хозяевами туда не попасть. А комбинированный пешеходно-автомобильной формат позволит забраться даже в самые узкие улочки.
Локации сосредоточены в основном в центре города. Знакомство с Астраханью деревянной стартует с отреставрированного памятника федерального значения, дома купца Тетюшинова на Коммунистической, а также дома надворного советника Сергеева на улице Кирова. Кстати, последний – один из наиболее ранних образцов деревянного зодчества, относится к первой половине XIX века.
За каждым фасадом – история
Остальные 10 объектов экскурсии – памятники архитектуры регионального значения. Также в маршрут входит закутумная сторона с улицами Нечаева, Мельникова и сторона вдоль набережной Варвациевского канала и примыкающая к ней улица Казанская.
Что ещё можно будет увидеть? Дом чиновника Михаила Яковлева на Красной Набережной, 64. По мнению Натальи, он мог быть сооружён с учётом идей из журнала «Зодчий», издававшегося в XIX веке в Санкт-Петербурге. Она обнаружила в его декоре элементы, перекликающиеся с проектами издания.
Дом Мышкина на Гилянской интересен семейной историей. Общение с нынешними хозяевами и работа с архивами помогли вскрыть факты из истории семьи: сам Мышкин был известным доктором, а его дочь – видным музыкантом и преподавателем.
Также в программе: дом на пересечении улиц Нечаева и Мельникова, который мелькал в первой новелле фильма «Не может быть»; дом пастора на улице Казанской – образец плотницкой готики (входит в комплекс Лютеранской евангелической церкви); магазин-оранжерея Нюнина на Свердлова (пример созвучия деревянной и каменной архитектуры, сам магазин выполнен в камне, но есть очень интересная деревянная вставка).
Помочь с реставрацией
- Ещё буквально несколько лет, и всё это может исчезнуть. Сколько деревянных памятников Астрахани уже ушло в небытие! Случалось, что, сфотографировав дом и придя потом к нему снова, я находила его уже сгоревшим… Это очень-очень больно, – сетует Наталья.
За время работы над проектом она сдружилась с астраханскими архитекторами: в городе есть люди, которым также, как и ей, не всё равно, что будет с архитектурным наследием, которые готовы заниматься его сохранением на общественных началах. Со своим проектом молодой учёный участвовала в совете по культуре при губернаторе Астраханской области.
Сохранность объектов напрямую зависит от заинтересованности и возможностей тех, кто в них живёт. А люди есть разные: кто-то осознаёт ценность вековых построек, а кто-то нет… Некоторые жильцы, с которыми общалась Наталья, советовались с ней, как правильно проводить реставрацию. Специально для таких ответственных хозяев она консультировалась с юристами и архитекторами.
Сруб лучше хрущёвки
- Помню, мой дедушка вставал с утра, шёл открывать ставни. А вечером закрывал, – ностальгирует историк. – Мне всё это очень близко. Для меня это очень трепетная тема. Очень родная. Я действительно переживаю за деревянные дома. Да, они требуют очень серьёзного ухода. Но насколько они дороги сердцу!
Наталья знает примеры историй из других регионов, когда даже сгоревшие здания, от которых осталась одна «коробка» удавалось восстановить. Или отстроить заново с сохранением аутентичных черт – декора, вызывающего особый интерес.
- 300-400 лет могут стоять деревянные дома, если за ними правильно ухаживать. Это сложно, это требует привлечения специалистов. Но нет ничего невозможного. Мы рассматриваем как старый фонд кирпичные многоэтажки 60-х годов, и они становятся всё менее привлекательными для покупки жилья. А тут – с XIX века стоят дома, и ничего. Главное – правильно поддерживать фундамент. В итоге всё зависит от хозяев.