Там, где звонили колокола. Утерянные храмы Астрахани
Дата: 14 июня 2021 Место: Астрахань Автор: Людмила Кочина Опубликовано: «Газета ВОЛГА»

Когда-то весь центр Астрахани был в церквях… Только исторической части города их было больше десяти. Представьте себе: какой потрясающей красоты были виды! 24 мая, в День славянской письменности и культуры, для горожан провели экскурсию по местам расположения астраханских храмов.

Стал «безбашенным»

Начался паломнический поход с храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». В советские годы его основательно перепланировали – разделили на этажи. Здесь, на Ленина, 7, был известный хлебозавод, а в 90-е годы помещения заняли различные организации. По пути в алтарную часть, пока оборудованную под храмовый зал, до сих пор располагается квест-центр. А в самом алтаре когда-то стоял хлебный насос – качал муку вниз, на первый этаж. В одном из углов большой горой лежали хлебопекарные ведомости. Во время уборки их обнаружили первые прихожане.

Теперь, когда церковь передана верующим, арендаторы постепенно съезжают. Параллельно возрождается духовная жизнь.

По лабиринтам собора всех ведёт первый почти за сто лет настоятель Знаменской церкви протоиерей Роман Сколота.

- Богослужения пока два раза в неделю, – говорит он. – На реставрацию уйдёт не один год, но община уже собирается. Нашлось даже большое количество родственников первого настоятеля храма, есть идея собрать их всех в Астрахани.

Прихожане в шутку называют «Знамение» «безбашенным» храмом: купол был снесён подчистую, включая несущие арки, сейчас стены держатся за счёт межэтажных перекрытий. Нижние помещения закрыты, там просто разбитые стены и подпорки вместо несущих конструкций. Так что во время реставрации придётся учесть и предусмотреть много конструкционных нюансов…

- Дальше, чем на один шаг, не думаем. Слишком велики масштабы. Техническое заключение готово. Теперь дело за проектной документацией. Важно в первую очередь наладить общинную жизнь. А кирпичи, стены приложатся, – считает отец Роман.

Не осталось и камня на камне…

Если в храме «Знамение» хотя бы веет духом надежды, то от подавляющего большинства остальных храмов центральной части Астрахани не осталось и камня на камне. И восстановить многие из них не представляется возможным – на святых местах уже давно выросли другие здания.

Дальше с историческими подробностями знакомил руководитель отдела по работе с молодежью Астраханской епархии, настоятель храма Преображения Господня иерей Виталий Семёнов. Экскурсия продлилась почти два часа. Те, кто засекал шагомеры, потом с удивлением отмечали – за спиной почти 6 тысяч шагов! И множество историй храмов, канувших в Лету…

После Ленина, 7 – сквер Пушкина. Здесь была Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Долгое время она являлась главным военным храмом губернии – была приписана к Каспийской флотилии до тех пор, пока флотилию не перевели в Баку.

Буквально через квартал, в здании нынешней Астраханской консерватории, до революции была Мариинская женская гимназия, и при ней работала домовая церковь Александры Римской.

А рядом – Благовещенский женский монастырь, те самые белокаменные стены с часовней и восстановленной в новейшее время колокольней у Морского садика. На территории монастыря когда-то возвышалось ещё два храма.

- Несмотря на то, что церкви уже нет, место всё равно остаётся святым. Давайте помолимся, – обращается к участникам экскурсии отец Виталий, указывая на остатки фундамента.

Как и Знаменский храм, Благовещенский монастырь возвращён Русской православной церкви, и теперь его тоже ждёт возрождение.

Рок-концерты на святом месте

Жилой дом напротив Знаменской обители – по адресу Чалабяна, 1 – необычен по своему силуэту. Угловой, полукруглый, с арочкой на выкрашенной жёлтым стене…

- Вы видите то, что осталось от Крестовоздвиженского храма, – поясняет священник Виталий Семёнов.

Храмовая территория простиралась и на нынешний сквер, где установлена скульптура «Святой Крест». Участок оказался незастроенным, потому что под ним бомбоубежище. В 90-е в под землёй организовывали рок-концерты. И тогда там, где когда-то звучали колокола, слышался звон бокалов со спиртным…

По пути к кремлю, на перекрёстке улиц Эспланадной и Шелгунова, ныне вместо Смоленской церкви, своими архитектурными формами напоминавшей буддистскую пагоду, другой памятник архитектуры – дом ГКО (горкоммунотдела). Отражающий эстетику 30-х годов, он возведён талантливым астраханским архитектором Николаем Миловидовым и в народе известен как «дом с бутылками».

Отсюда недалеко до знаменитой шатровой башенки на Коммунистической. Это уникальный образец монастырского крепостного строения конца периода «нарышкинского» барокко и единственный объект, напоминающий о Спасо-Преображенском монастыре. Его церковь – единственная святыня в маршруте экскурсии, утерянная ещё до революции. В критически аварийное состояние строения обители пришли ещё в первой половине XIX века.

Ни один храм не пустовал

- Отец Виталий, и всё-таки… Откуда такое большое количество храмов на квадратный метр исторического центра города?

- Не надо удивляться этому факту. Храмы строили по потребности людей всем миром. Причем община должна была не только выйти с инициативой, но и найти средства на строительство. Но, хотя государство считалось религиозным, разрешение на возведение храма было получить не так просто: сначала нужно было согласование правящего архиерея, а затем утверждение его решения Святейшим синодом.

- И ни один храм не пустовал?

- Скажу больше: все храмы Астрахани были переполнены! В «Астраханских епархиальных ведомостях» за август 1905 года рассказывается, как правящий архиерей приезжал в станицу Форпостинскую (ныне – Трусовский район) на престольный праздник в Храм Преображения Господня. Хотя в посёлке проживало не так много народа (около 5 тысяч человек), на службе люди не помещались не только внутри храма – они не помещались во дворе и стояли за территорией. В храме открыли все окна, чтобы каждый услышал хоть что-то из богослужения. А ведь центр Астрахани был ещё более густонаселённым. Церкви не вмещали верующих в воскресные дни, а тем более – в праздничные. И, естественно, у астраханцев возникало намерение построить ещё один дом Божий. Верующих до революции было подавляюще большинство, и все они хотели сделать что-то для Бога.

«Сердца ещё далеки от Бога»

Заключительные пункты экскурсии – Гостино-Николаевская и Входо-Иерусалимская церкви вблизи Братского садика.

Храм, освящённый в честь Николая Чудотворца (Гостинного), – последний из уничтоженных в Астрахани в период советской власти. Он мог бы стоять ещё долгие годы, если бы на его месте не вздумалось построить универсам с рестораном. Отец Виталий показывает фотографию с обломками стен… Они долго не поддавались, ломали их тяжело. Верующие астраханцы со скорбью подбирали церковные камни и в качестве реликвий уносили домой

- А потому и сгорел тот торговый центр! И новый вон пустой стоит… Это кара. Не для торговли это место предназначено, – вздыхает пожилая астраханка.

А вот храм Входа Господня в Иерусалим, напротив, пал одним из первых. Находившийся на улице Советской, вблизи Пречистенских ворот и напротив одного из входов в Братский садик, в 20-30-е годы прошлого века он слишком сильно контрастировал с коммунистической символикой – городской сад стал локацией для различных митингов, демонстраций и собраний, проводимых новой властью. Отец Виталий вновь демонстрирует старинный снимок: море флагов, а позади – православные кресты.

- Неужели здесь был храм? – удивляется жилец небольшого жилого квартала, что ныне стоит вместо церкви.

- У людей была потребность в молитве, потребность в богослужении, потребность в храме, – отвечает отец Виталий. – К сожалению, хотя и советская власть закончилась, наши сердца все равно далеки от Бога. Но есть надежда, что начнет что-то меняться.